Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Афанасьевой Т.В., Бачинской Н.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
17 февраля 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Даниленко А.В. по доверенности С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Даниленко А.В. об оспаривании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области об отказе в учете изменений объектов недвижимости отказать".
Заслушав доклад судьи Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даниленко А.В. является собственником 20 земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся на определенном расстоянии от ориентира, расположенного за пределами участков, адрес ориентира: "адрес" , с кадастровыми номерами N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N , N .
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 30 Устава Мышкинского муниципального района, а также итогового документа по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ главой Мышкинского муниципального района было принято постановление N об изменении вида разрешенного использования принадлежащих Даниленко А.В. земельных участков на другой вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
ДД.ММ.ГГГГ представитель Даниленко А.В. обратился в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области с двадцатью заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости - земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
ДД.ММ.ГГГГ орган кадастрового учета принял двадцать аналогичных решений с номерами N , N , N , N , N , N , N , N , N , N ; N , N , N , N , N , N , N , N , N ; N об отказе в учете изменений объектов недвижимости.
Основанием к отказу послужило то, что изменение вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения "для ведения личного подсобного хозяйства" на другой вид, не связанный с сельскохозяйственным производством - "для дачного строительства" - действующим законодательством не предусмотрен.
Даниленко А.В. обратился с заявлением об оспаривании решений ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области об отказе в учете изменений объектов недвижимости.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что выводы органа кадастрового учета об отсутствии связи вида разрешенного использования "для дачного строительства" с сельскохозяйственным производством противоречит п. 2 ст. 81 ЗК РФ. Кроме того, кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании необходимых для такого учета документов, в данном случае такой документ был представлен - постановление от ДД.ММ.ГГГГ N . При этом государственные регистраторы не наделены правом проверять предоставляемые акты органов местного самоуправления, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, на соответствие действующему законодательству.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.и принятии по делу нового решения - об удовлетворении требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к незаконности принятого судом решения, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, заслушав в её поддержание представителя Даниленко А.В. по доверенности С. и адвоката Ш. , представителя Администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области по доверенности Ш. , исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, как по порядку принятия, так и по содержанию. В собственности заявителя находятся полевые земельные участки сельскохозяйственного назначения, состоящие из сельскохозяйственных угодий, возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодателем, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования фактически изменять категорию земель. Возможность предоставления земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законодательством не предусмотрена. Поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Охотинского сельского поселения Мышкинского муниципального района земельные участки, принадлежащие Даниленко, отнесены к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, ведение дачного строительства на таких землях недопустимо.
С указанными выводами, мотивами, по которым суд отказал в удовлетворении заявления, судебная коллегия в целом соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону - ст.ст. 2, 4, 27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости", ст.ст. 30, 36, 27 ГрК РФ, ст.ст. 77, 78, 79 ЗК РФ.
Нормы процессуального права при вынесении решения судом не нарушены. Всем исследованным в судебном заседании доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 10 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости", правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области обязано провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, как по порядку принятия, так и по содержанию.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области в учете изменений объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, мотивирован тем, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид разрешенного использования, не связанный с сельскохозяйственным производством, в том числе на разрешенное использование "для дачного строительства", действующим законодательством не допускается.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
В материалах гражданского дела имеются кадастровые планы вышеуказанных земельных участков, в которых указано их назначение - "для ведения личного подсобного хозяйства".
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации действительно указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пунктов 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункта 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Исходя из того, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен, то следует руководствовать положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующие спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений ст.ст. 77, 83 и 85 ЗК РФ, следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения: находящиеся за границами населенного пункта, и земли сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Земельный участок заявителя находится за пределами населенного пункта в "адрес" , и состоит исключительно из сельскохозяйственных угодий, что подтверждается Правилами землепользования и застройки Охотинского сельского поселения Мышкинского муниципального района Ярославской области (карта градостроительного зонирования) - СХ-1.
При этом в ст. 79 ЗК РФ содержится прямое указание, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность дачного строительства на таких участках как одного из видов разрешенного использования, который может быть изменен в указанном выше порядке, законом не предусмотрена.
Этому корреспондируют и положения ст. 7 Федерального закона "О переводе земель и земельный участков из одной категории в другую", содержащие закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Дачное строительство в этот перечень не входит.
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. В собственности заявителя находится полевой земельный участок сельскохозяйственного назначения, состоящий исключительно из сельскохозяйственных угодий, что следует из материалов дела.
Поэтому правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что поскольку в собственности заявителя находятся полевые земельные участки сельскохозяйственного назначения, состоящие исключительно из сельскохозяйственных угодий, то возможность застраивания такого земельного участка запрещена законодательно. В противном случае неизбежно возникла бы необходимость его перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (поскольку статьей 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" определено, что под дачным участком понимается участок для целей отдыха).
Однако, действующее законодательство, не позволяет муниципальным органам власти, под видом изменения разрешенного использования, фактически изменять категорию земель.
Несостоятельными являются и доводы жалобы о неправомерности придания судом правового значения факту не создания Даниленко А.В. с иными гражданами дачного некоммерческого товарищества.
Действительно, использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Статья 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Исходя из системного толкования статьей 8, 12, 14 во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускается использование гражданином ведение индивидуального и дачного хозяйства только на тех земельных участках из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Возможность предоставления земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, законодательством не предусмотрена.
Необоснованными являются доводы жалобы о том, что суд в нарушение положений ст. 196 ГПК РФ вышел за рамки заявленных требований, поскольку вопросы законности принятого ДД.ММ.ГГГГ N постановления не были предметом судебного разбирательства. Содержащиеся в решении суждения о том, что муниципальные органы не вправе под изменением вида разрешенного использования фактически изменять категорию земель не свидетельствуют о нарушении положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, материальный закон применен судом правильно, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Даниленко А.В. по доверенности С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.