Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Нуждина С.В., Кузьминой О.Ю.
при секретаре Воробьевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
04 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 16 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Арсеньевой Е.А. удовлетворить частично. Мэрии города Ярославля в срок 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: "адрес" , выполнив следующие работы:
- капитальный ремонт фасадов, включая цоколь и отмостку здания, с утеплением наружных стен по системе "Шуба-Глимс";
- капитальный ремонт кровли;
- капитальный ремонт балконных плит;
- капитальный ремонт помещений подвала с устройством продухов и установкой дверного блока входа в тепловой узел;
- капитальный ремонт инженерных коммуникаций: водопровода; канализации; электроснабжения с заменой внутридомовых магистралей с распределительными щитками и устройством заземления; отопления с заменой радиаторов чугунных, стояков отопления металлических
- замена оконных блоков в местах общего пользования, деревянных дверных блоков тамбуров во всех подъездах дома.
Открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" в срок 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести в многоквартирном доме по адресу: "адрес" , следующие работы:
- ремонт поврежденных ступеней входов в подъезды;
- ремонт металлических дверных блоков входов в подъезды с установкой доводчиков и уплотнительной резины по контуру дверного полотна;
в срок 2 (два) месяца после выполнения капитального ремонта указанного дома осуществить текущий ремонт подъездов дома с восстановлением штукатурного слоя, окраской, обработкой поверхности стен и потолков от плесени.
Взыскать с ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" в пользу Арсеньевой Е.А. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Судебная коллегия установила:
Обслуживание жилого дома по адресу "адрес" осуществляется ОАО "УОМД Красноперекопского района" на основании договора N управления от 01.01.2008 г., согласно которому управляющая организация обязана предоставлять услуги по управлению, текущему и капитальному ремонту общего имущества.
Арсеньева Е.А. обратилась в суд с иском к Мэрии города Ярославля, ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района", в котором просит обязать мэрию г. Ярославля произвести работы по капитальному ремонту жилого дома по адресу: "адрес" , а именно: замену трубопроводов холодного водоснабжения, замену трубопроводов чугунных канализационных, замену радиаторов отопления чугунных, замену стояков отопления металлических, произвести ремонт помещений подвала с установкой продухов, заменить внутридомовые электрические магистрали с распределительными щитками, выполнить устройство заземления, ремонтные работы цоколя и отмостки дома, ремонт балконных плит, утепление наружных стен фасада по системе "Шуба-Глимс", произвести замену кровли; обязать ОАО "УОМД Красноперекопского района" в срок до 01.10.2013 г. произвести работы по текущему ремонту жилого дома по адресу: "адрес" , а именно: обработать поверхности стен и потолка от плесени, произвести восстановительный ремонт штукатурного слоя стен и потолка, произвести окраску потолков, стен, сменить оконные блоки, сменить дверные деревянные блоки тамбуров, произвести ремонт металлических дверных блоков входов - в подъезды с установкой доводчиков и уплотнительной резины по контуру дверного полотна, произвести ремонт ступеней входов в подъезды, установить дверной блок входа в тепловой узел; взыскать с ОАО "УОМД Красноперекопского района" компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения - "адрес" на основании договора приватизации от 15.02.2013 года. Указанный многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, 1973 года постройки. С момента ввода данного дома в эксплуатацию 1973 г. капитальный ремонт не проводился. В связи с длительной эксплуатацией жилого дома и отсутствием капитального ремонта с момента постройки жилого дома внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения; крыша; балконные плиты; подвал находятся в ненадлежащем состоянии и создают угрозу жизни и здоровью жителей. Жители дома неоднократно письменно обращались в администрацию мэрии г. Ярославля по вопросу капитального ремонта жилого дома "адрес" , однако до настоящего момента капитальный ремонт не проведен. В 2012 г. произошло затопление по потолку в квартире Арсеньевой Е.А., из акта комиссионного обследования которой от 19.02.2013г. следует, что затопление квартиры произошло из-за неисправности кровли дома. Ссылаясь на ст. 16 Закона Российской Федерации N 1541-1 от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", указывает, что на момент передачи жилого помещения (квартиры) в собственность Арсеньевой Е.А. в порядке приватизации, по состоянию на март 2013 года, мэрия г. Ярославля свои обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома не выполнила.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав Каткову Г.А., Соколову З.Д., Масленникову Н.К., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований и возложении на мэрию города Ярославля обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома по адресу: "адрес" ; на управляющую компанию - обязанности по проведению текущего ремонта данного дома, а также взыскании в пользу истца морального вреда.
Судебная коллегия считает, что выводы суда и мотивы, изложенные в его обоснование, являются правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Согласно статье 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Доводы жалобы мэрии о том, что капитальный ремонт жилого дома должен производится в соответствии с требованиями раздела IХ Жилищного кодекса РФ, судебной коллегией не принимаются.
Разделом IХ, регламентирующим организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, Жилищный кодекс РФ дополнен на основании Федерального закона от 25.12.2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Внесенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2012 года N 271-ФЗ изменения в ЖК РФ вступили в силу 26.12.2012 года. При этом, данный закон не содержит указания на то, что его действие распространяется на ранее возникшие жилищные отношения. Поскольку спорные правоотношения возникли ранее введения в действие соответствующих изменений в ЖК РФ (обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома мэрией города Ярославля на момент приватизации жилых помещений не была исполнена), судом к заявленному спору правильно применены положения статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", а также нормы статьи 210 ГК РФ и статьи 158 ЖК РФ.
Довод ответчика о том, что по состоянию на 1991 год (когда началась приватизация жилищного фонда) проведение капитального ремонта дома не требовалось, не имеет значение для правильного разрешения спора, поскольку из материалов дела достоверно следует, что ответчик для истицы Арсеньевой Е.А. до 15.02.2013 года являлся наймодателем жилого помещения и на нем лежала обязанность по проведению капитального ремонта дома.
Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, предусмотрено, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) кровли из рулонных материалов (в 3-4 слоя) составляет 10 лет, системы водоотвода из черной стали -6 лет, трубопроводов холодной воды из труб газовых черных - 15 лет, трубопроводов канализации: чугунные - 40 лет, трубопроводов горячей воды из газовых оцинкованных труб (газовых черных труб) при схемах теплоснабжения: закрытых 20(10) лет, радиаторов чугунных (стальных) при схемах теплоснабжения: закрытых 40(30) лет, внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками - 20 лет, сеть дежурного освещения мест общего пользования - 10 лет.
Ответчиком не представлено доказательств проведения капитального ремонта дома с соблюдением периодичности, установленной строительными нормами и правилами, что свидетельствует о неисполнении обязанностей по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда до его приватизации истцом.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 2000 год общий износ данного дома, 1973 года постройки, составляет 26%. Капитальный ремонт многоквартирного дома не производился.
Согласно представленному истцом заключению ОРГАНИЗАЦИЯ1 трубопроводы системы канализации, стояки ХВС устарели морально и физически, истек срок их эффективной эксплуатации. Система отопления разбалансирована. При температуре теплоносителя ниже расчетного в среднем на 35-40 градусов С при однотрубной системе по проточной схеме обеспечить нормируемую температуру воздуха в отапливаемых помещениях невозможно. Системы отопления водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенные в подвальном помещении находятся в ненадлежащем состоянии и создают угрозу жизни и здоровью жителей. Для приведения инженерных систем дома в исправное состояние требуется произвести смену систем отопления, ХВС и канализации, имеющих закончившийся срок эффективной эксплуатации и пришедшие в негодное состояние.
Данные доказательства в совокупности с учетом даты постройки дома достоверно подтверждают необходимость проведения капитального ремонта.
Заключением ОРГАНИЗАЦИЯ1 установлена необходимость произвести капитальный ремонт фасадов, включая цоколь и отмостку здания, с утеплением наружных стен, кровли, балконных плит, помещений подвала с устройством продухов и установкой дверного блока входа в тепловой узел, инженерных коммуникаций: водопровода; канализации; электроснабжения с заменой внутридомовых магистралей с распределительными щитками и устройством заземления; отопления с заменой радиаторов чугунных, стояков отопления металлических. Также установлена необходимость замены оконных блоков в местах общего пользования, деревянных дверных блоков тамбуров во всех подъездах дома.
Доводы жалобы о том, что к установленному ст.166 ЖК РФ перечню работ по капитальному ремонту не относятся работы по отмостке здания, капитальному ремонту фасада с утеплением, утеплению наружных стен, ремонту кровли, замене оконных блоков в местах общего пользования, деревянных дверных блоков тамбуров во всех подъездах дома, в связи с чем, оснований для возложения на мэрию г.Ярославля обязанности по выполнению указанного ремонта не имелось, являются несостоятельными.
Статьей 166 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170 определен перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые предусматривают выполнение вышеуказанных работ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта в виде работ по отмостке здания, капитального ремонта фасада с утеплением, утепления наружных стен, ремонту кровли, замене оконных блоков в местах общего пользования, деревянных дверных блоков тамбуров во всех подъездах дома.
Доводы жалобы мэрии г. Ярославля в целом сводятся к необходимости переоценки фактических обстоятельств дела, к иной оценке исследованных по делу доказательств. Указанные доводы были тщательно проверены судом первой инстанции, подробная оценка им дана в мотивировочной части решения с соблюдением положений статьи 67 ГПК РФ. Оснований для вмешательства в данную судом оценку доказательств у судебной коллегии не имеется.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 16 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.