Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Султанова Р.А., Фединой Е.В.
при секретаре Бобылевой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области на решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2014 года по делу по иску прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах Елистратовой Л.В. , Валитовой З.Н. , Непочатовой В.Ф. , Петровой В.Н. , Серых Р.В. , Двугрошевой Л.Г. , Меренковой Н.Т. , Черномырдиной Л.И. , Богатовой О.А. , Серовой Т.В. к администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по выплате заработной платы уволенному работнику в связи с ликвидацией организации и выплате среднего месячного заработка на период трудоустройства.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах Елистратовой Л.В., Валитовой З.Н., Непочатовой В.Ф., Петровой В.Н., Серых Р.В., Двугрошевой Л.Г., Меренковой Н.Т., Черномырдиной Л.И., Богатовой О.А., Серовой Т.В. в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что прокуратурой Шарлыкского района на основании поступившего обращения сотрудников МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район", уволенных в связи с ликвидацией организации, проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части выплаты среднемесячной заработной платы уволенному по инициативе работодателя работнику. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Законом Оренбургской области от 01.07.2013г. N1616/492-V-ОЗ "О прекращении реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления Оренбургской области" у органов местного самоуправления Оренбургской области изымаются отдельные государственные полномочия. Во исполнение вышеуказанного Закона Оренбургской области принято решение Совета депутатов МО "Шарлыкский район" от 17.07.2013г. N133 "О ликвидации МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район", согласно которому УСЗН администрации МО Шарлыкский район подлежало ликвидации в срок до 01.11.2013 г. Работники МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район" были уволены по п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ - в связи с ликвидацией организации. Согласно приказу "О выплате выходного пособия" от 16.10.2013 г. работникам, выплачено выходное пособие в размере одного месячного фонда оплаты труда. Уволенным в связи с ликвидацией учреждения лицам не сохранен средний месячный заработок в течение двух месяцев со дня увольнения, предусмотренный ч.1 ст. 178 ТК РФ, а также за третий месяц со дня увольнения, т.к. уволенные работники обратились в орган службы занятости населения.
Просил суд с учетом уточнения иска обязать администрацию муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области в срок до 01.09.2014 г. устранить выявленные в ходе проверки прокуратуры Шарлыкского района недостатки. Взыскать с администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области средний месячный заработок за второй и третий месяцы со дня увольнения, в пользу: Елистратовой Л.В. на общую сумму *** .; Валитовой З.Н. на общую сумму *** .; Непочатовой В.Ф. на общую сумму *** .; Петровой В.Н. на общую сумму *** .; Серых Р.В., на общую сумму *** .; Двугрошевой Л.Г. на общую сумму *** .; Меренковой Н.Т., на общую сумму *** Черномырдиной Л.И., на общую сумму *** .; Богатовой О.А., на общую сумму *** .; Серовой Т.В., на общую сумму *** .
Определением суда от 17.03.2014 г к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
В судебном заседании прокурор Шарлыкского района уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Елистратова Л.В., Валитова З.Н., Непочатова В.Ф., Петрова В.Н., Серых Р.В., Двугрошева Л.Г., Меренкова Н.Т., Черномырдина Л.И., Богатова О.А., Серова Т.В., уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - администрации МО "Шарлыкский район" Шарлыкского района Оренбургской области Гаврилова С.В., исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Минсоцразвития Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился.
Решением суда иск прокурора Шарлыкского района удовлетворен. Суд обязал администрацию МО "Шарлыкский район" Оренбургской области в срок до 01.09.2014 г. устранить выявленные в ходе проверки прокуратуры Шарлыкского района недостатки. Взыскал с администрации МО "Шарлыкский район" Оренбургской области средний месячный заработок за второй и третий месяцы со дня увольнения, в пользу: Елистратовой Л.В. на общую сумму *** .; Валитовой З.Н. на общую сумму *** .; Непочатовой В.Ф. на общую сумму *** .; Петровой В.Н. на общую сумму *** .; Серых Р.В., на общую сумму *** .; Двугрошевой Л.Г. на общую сумму *** .; Меренковой Н.Т., на общую сумму *** .; Черномырдиной Л.И., на общую сумму *** .; Богатовой О.А., на общую сумму *** .; Серовой Т.В., на общую сумму ***
В апелляционной жалобе администрация МО "Шарлыкский район" Оренбургской области просят решение суда отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на жалобу истцы полагают решение суда законным, просят оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 130 ТК РФ в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда называет обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими очередность удовлетворения требований кредиторов.
Пунктом 6 ст.63 ГК РФ предусмотрено, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из материалов дела следует, что Елистратова Л.В., в период с (дата) г. работала *** КЦСОН МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Валитова З.Н., в период с (дата) работала *** КЦСОН МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Непочатова В.Ф., в период с (дата) . работала *** КЦСОН МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Петрова В.Н., в период с (дата) работала *** КЦСОН МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Серых Р.В., в период с (дата) работала *** МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Двугрошева Л.Г., в период с (дата) работала *** МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Меренкова Н.Т., в период с (дата) работала *** КЦСОН МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Черномырдина Л.И., в период с (дата) работала *** МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Богатова О.А., в период с (дата) г. работала *** МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район";
Серова Т.В. в период с (дата) г. работала *** МКУ "Управление социальной защиты населения администрации МО Шарлыкский район", что подтверждается копиями трудовых книжек на имя указанных лиц, и приказами об увольнении имеющихся в материалах гражданского дела.
Согласно справок выданных МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район" 31.10.2013 г. на имя:
Серых Р.В., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Двугрошевой Л.Г., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Меренковой Н.Т., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Черномырдиной Л.И. ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Богатовой О.А., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Серовой Т.В., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Елистратовой Л.В., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Валитовой З.Н., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Непочатовой В.Ф., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц, подлежащая выплате, составляет *** .;
Петровой В.Н., ее среднедневной заработок за один день составляет *** ., и ей причитается выходное пособие за второй месяц в размере *** ., за третий месяц *** . Общая сумма выходного пособия за 2-3 месяц подлежащая выплате составляет *** .
На основании приказа N от 16.10.2013 г. Петрова В.Н., Непочатова В.Ф., Валитова З.Н., Елистратова Л.В., Серова Т.В., Меренкова Н.Т., Богатова О.А., были уволены в связи с ликвидацией учреждения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании приказа N от 18.10.2013 г. Черномырдина Л.И. была уволена в связи с ликвидацией учреждения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании приказа N от 21.10.2013 г. Серых Р.В. была уволена в связи с ликвидацией учреждения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании приказа N от 22.10.2013 г. Двугрошева Л.Г. была уволена в связи с ликвидацией учреждения по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Совета депутатов МО "Шарлыкский район" от 17.07.2013г. N133 "О ликвидации МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район", указанное муниципальное учреждение подлежало ликвидации в срок до 01.11.2013 г. Данным решением создана ликвидационной комиссии и утвержден ее состав, на которую были возложены обязанности по проведению мероприятий по ликвидации (приложение к решению).
Выписка из ЕГРЮЛ от 11.11.2013 г. подтверждает, что в единый государственный реестр юридических лиц 11.11.2013 г. внесена запись о ликвидации МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район".
Из приказов: МКУ "Управление социальной защиты населения МО Шарлыкский район" от 16.10.2013 г. N ; от 18.10.2013 г. N ; от 21.10.2013 г. N ; от 22.10.2013 г. N усматривается, что при увольнении вышеуказанным работникам выплачено выходное пособие при увольнении, за один месяц.
Справки ГКУ "ЦЗН Шарлыкского района" подтверждают, что Елистратова Л.В., Валитова З.Н., Непочатова В.Ф., Петрова В.Н., Серых Р.В., Двугрошева Л.Г., Меренкова Н.Т., Черномырдина Л.И., Богатова О.А., Серова Т.В., были зарегистрированы в целях поиска подходящей работы Закона РФ "О занятости населении в РФ".
Справки ГКУ "ЦЗН Шарлыкского района": N 14 от 16.01.2014 г., на имя Серовой Т.В.; N 27 от 21.01.2014 г. на имя Серых Р.В.; N 29 от 22.01.2014 г., на имя Двугрошевой Л.Г.; N 42 от 17.01.2014 г., на имя Меренковой Н.Т.; N 26 от 21.01.2014 г., на имя Богатовой О.А.; N 22 от 17.01.2014 г., на имя Черномырдиной Л.И.; N 9 от 16.01.2014 г., на имя Елистратовой Л.В.; N 10 от 16.01.2014 г., на имя Валитовой З.Н.; N 11 от 16.01.2014 г., на имя Непочатовой В.Ф.; N 20 от 16.01.2014 г., на имя Петровой В.Н. подтверждают, что данные работники не были трудоустроены в течение трех месяцев со дня увольнения, и имеют право на получение среднемесячной заработной платы в течение третьего месяца в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 6 Устава МО "Шарлыкский район" к полномочиям органов местного самоуправления района относится, в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения "О МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район" учреждение является самостоятельным отраслевым органом администрации МО Шарлыкский район, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения.
Согласно раздела 5 Положения "О МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район" администрация МО "Шарлыкский район" закрепляет за учреждением имущество на праве оперативного управления. МКУ "УСЗН администрации МО Шарлыкский район" отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества.
В соответствии с частью 1, 12 статьи 20 Трудового кодекса РФ, в редакции действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Удовлетворяя исковые требования суд руководствовался вышеприведенными нормами права, а также положениями пункта 1 статьи 399 ГК РФ, пунктов 6 и 7 статьи 63 ГК РФ, и исходил из того, что причитающаяся Серых Р.В., Двугрошевой Л.Г., Меренковой Н.Т., на имя Богатовой О.А., Черномырдиной Л.И., Елистратовой Л.В., Валитовой З.Н., Непочатовой В.Ф., Петровой В.Н. средняя заработная плата за второй и третий месяц после увольнения не была выплачена МКУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Шарлыкский район" в связи с ликвидацией учреждения. Поскольку учреждение было ликвидировано на основании решения собственника имущества, денежных средств учреждения недостаточно для погашения задолженности, суд пришел к выводу о возложении обязанности по выплате задолженности по заработной плате на собственника имущества - администрацию муниципального образования, и взыскал с ответчика задолженность по заработной плате за второй и третий месяц после увольнения в соответствии с представленным расчетом, который администрацией не оспаривался.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Довод ответчика, что истцы являются пенсионерами и не могут быть признаны безработными, являются несостоятельными, поскольку предоставляя работодателю как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников, правомочия в сфере управления трудом, законодатель предусмотрел и правовые гарантии защиты прав работников в сфере труда.
В силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, законодатель вправе был установить для работодателя дополнительные обязанности по отношению к увольняемым работникам, которые представляют собой менее защищенную сторону трудовых отношений, нуждающуюся в дополнительной защите.
Положения ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ в равной степени распространяются и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку они наравне с иными гражданами вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Тот факт, что указанные лица не могут быть признаны в установленном порядке, согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", безработными, не означает невозможность сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, поскольку такая выплата связана с фактом не трудоустройства конкретного лица, а не с фактом признания его в установленном порядке безработным.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО "Шарлыкский район" о том, что МКУ "Управление социальной защиты населения "Шарлыкского района" является самостоятельным отраслевым органом администрации района, обеспечивающим выполнение отдельных государственных полномочий, выполнение государственных полномочий прекращено Законом Оренбургской области от 1.07.2013г., в связи с чем прекращено финансирование с 1.11.2013г., поэтому учреждение было ликвидировано, денежные средства на выплату выходного пособия работникам учреждения не поступали, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку право на получение среднего заработка за второй и третий месяц после увольнения в соответствии с частью 1 и 2 статьи 178 ТК РФ представляет собой гарантию работникам, связанную с расторжением трудового договора и не может ставиться в зависимость от прекращения реализации государственных полномочий и размера предоставленных муниципальному образованию субвенций на их осуществление.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было (часть 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Шарлыкского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.