Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Казакова Д.А., Кривцова А.С.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Бондаренко Д.И.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ломоносовой О.А. на решение Советского районного суда г.Краснодара от 25.06.2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ломоносова О.А, обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включив в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном исчислении следующие периоды: с " ... " - медсестры хирургического отделения Отделенческой больницы ст. Краснодар Северо-Кавказской железной дороги; " ... " врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации для прохождении интернатуры на контрактной основе в Краснодарском краевом клиническом госпитале для ветерана воен. им. Красовитого; с " ... " врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации для прохождении интернатуры на контрактной основе в Краснодарском краевом клиническом госпитале для ветерана воен. им. Красовитого.
В обоснование требований Ломоносова О.А. указала, что 25.04.2014 г. она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.05.2014 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены вышеуказанные периоды ее работы. Данный отказ считает незаконным, поскольку у нее имеется специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
Обжалуемым решением Советского районного суда г.Краснодара от 25.06.2014 г. в удовлетворении исковых требований, заявленных Ломоносовой О.А., отказано.
В апелляционной жалобе Ломоносова О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Ломоносовой О.А. и ее представителя по доверенности Ломоносова К.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Ломоносова О.А. 25.04.2014 г. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара от 05.05.2014 г. Ломоносовой О.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды работы:
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, и не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона, в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19-21 п. 1 указанной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список от 29.10.2002 г. N 781), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Правила от 29.10.2002 г. N 781), вступившие в силу 14.11.2002 г., и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее Перечень от 29.10.2002 г. N781).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П разъяснил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.
В целях реализации пенсионных прав работников здравоохранения при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: - до 01.11.1999 г. - "Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464 (далее Список от 06.09.1991 г. N 464), а также Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, специалистов с высшим, профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N395; - после 01.11.1999 г. - "Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (далее Список N 1066 в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. N 130) и "Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (далее Правила N 1066).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в период " ... " ., когда Ломоносова О.А. работала медсестрой хирургического отделения Отделенческой больницы ст.Краснодар Северо-Кавказкой железной дороги, согласно свидетельству о рождении ребенка " ... " рождения, истица находилась в частично оплачиваемом отпуске до достижения возраста ребенка 1 года, затем в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. А также в период с " ... " ., когда Ломоносова О.А. работала врачом анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии-реанимации в Краснодарском краевом клиническом госпитале для ветеранов войн им.Красовитова, согласно свидетельству о рождении ребенка " ... " г., истица находилась в частично оплачиваемом отпуске до достижения возраста ребенка 1 года, затем в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Данные документы также свидетельствуют о нахождении истицы в отпуске по беременности и родам.
Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно указано, что льготное исчисление применяется в отношении периодов работы, а не какой-либо другой деятельности. В периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в частично оплачиваемом отпуске до достижения возраста ребенка 1 года, затем в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет сохраняются только трудовые отношения, при этом лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения не осуществляется.
Таким образом, период нахождения Ломоносовой О.В. в отпуске по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов, в соответствии с положениями Закона РФ от 04.04.1992 г. N 2660-1 "О дополнительных мерах по охране материнства и детства", может быть зачтен в стаж исключительно в календарном порядке, то есть 1:1. В связи с чем, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для включения периодов нахождения Ломоносовой О.А. в отпуске (больничном) по беременности и родам в специальный медицинский стаж в льготном исчислении (1:6).
В период с " ... " Ломоносова О.А. врач анестезиолог-реаниматолог в отделении анестезиологии-реанимации для прохождения интернатуры на контрактной основе в Краснодарском краевом клиническом госпитале для ветеранов войн им.Красовитова.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, данный период работы в льготном исчислении 1:1,6 не может быть учтен, в связи с тем, что в это время истица проходила интернатуру (обучение).
Учащиеся по существу не выполняют функциональные обязанности в полном объеме по должности врача-специалиста, а осуществляют лишь вспомогательные функции, ими осваиваются отдельные манипуляции. Учитывая изложенное, периоды работы лиц, осуществлявших соответствующую деятельность во время обучения по определенной специализации и принимавших участие в проведении операций, могут быть включены в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в календарном порядке.
Кроме того, разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 г. N781 и от 22.09.1999 г. N1066 предусмотрены врачи-специалисты всех наименований, работающие по врачебной специальности на самостоятельной основе, что документально не подтверждено.
Номенклатурой должностей медицинского персонала, которая утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N377, должность врача-интерна выделена как самостоятельная и не отнесена к числу врачей-специалистов.
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников здравоохранения РФ, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 27.08.1997 г. N 43, Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранение", врач-интерн не отнесен к категории врачей-специалистов.
Порядок получения выпускниками медицинских институтов квалификации врача-специалиста урегулирован Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов университетов, утвержденными Министерством здравоохранения СССР N 44 от 20.01.1982 г., в соответствии с которым одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Интернатура является продолжением первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР. Срок подготовки в интернатуре составляет 1 год. Подготовка врачей-интернов проводится о индивидуальному плану, разработанному руководителем врачей-интернов заведующим отделением, при участии главного специалиста и преподавателя медицинского института, ответственного за подготовку врачей-интернов по данной специальности, на основании типовых учебных планов и программ, утвержденных Министерством здравоохранения СССР. Выпускной экзамен по специальности врачи-интерны сдают по окончании срока подготовки в интернатуре.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что данный период не может быть учтен в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении (1: 1,6).
Судом при рассмотрении дела установлено, что согласно документам отказного пенсионного дела, специальный медицинский стаж Ломоносовой О.А., в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. 2-П, составил 29 лет 1 месяц 17 дней. Тогда как, согласно действующему законодательству, право на досрочную трудовую пенсию медицинские работники имеют при наличии 30 лет специального медицинского стажа.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, заявленных Ломоносовой О.А.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Краснодара от 25.06.2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ломоносовой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.