Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Петуховой Е.В. и Пьянкова Д.А. при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 24 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Орлова Д.Н. на решение Краснокамского городского суда от 20.12.2013 г., которым постановлено:
"Орлову Д.Н. в удовлетворении требований к Министерству социального развития Пермского края, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству", Министерству строительства и архитектуры Пермского края, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, администрации Краснокамского муниципального района, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам о признании права на однократное предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м., о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда на территории г.Кранокамска отказать."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., объяснения Орлова Д.Н., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлов Д.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству", Министерству строительства и архитектуры Пермского края, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, администрации Краснокамского муниципального района, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам о признании за ним права на предоставления жилого помещения и возложении на ответчиков обязанности по предоставлению ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Требование мотивировал тем, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с рождения находился в детских учреждениях. В 1996 году был выведен из состава воспитанников детского дома без закрепления какого-либо жилого помещения. В 2013 году он обратился с заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, для получения специализированного жилого помещения. Однако ему было в этом отказано. Поскольку его право на получение жилого помещения не было реализовано до достижения им 23 лет, считает, что он должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.
Представитель администрации Краснокамского муниципального района Филимонова Ж.Р. иск не признала.
Представители остальных ответчиков в судебном заседании не присутствовали.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Орлов Д.Н. просит отменить решение суда. С 1979 года по 1997 год он имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и с рождения должен был быть поставлен на учет для получения жилого помещения. Однако его права законным представителем были нарушены. Суд не исследовал причины непостановки его на учет, тем самым нарушив его права на получение жилого помещения. Новое законодательство, по которому он имеет право на предоставление жилого помещения, распространяется на случаи, когда право детей-сирот на предоставление жилого помещения не было реализовано. Не смотря на то, что он достиг 23 лет, право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним до фактического обеспечения жилым помещением.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Согласно ст.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.1, пп. 3 п.4, п.9 ст.8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ...
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Принимая решение об отказе Орлову Д.Н. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что им утрачен статус, установленный ст. 1 названного выше Закона, который сохранялся за ним до достижения 23-летнего возраста.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Орлов Д.Н. дата рождения в связи с оставлением его матерью в родильном отделении областной больницы и отсутствием в актовой записи о рождении сведений об отце относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В марте 2002 года Орлов Д.Н. достиг возраста 23 лет.
21 февраля 2013 года Орлов Д.Н. обратился в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г.Перми с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Письмом от 27.06.2013 г. истцу отказано в удовлетворении данного заявления.
Ранее, то есть в июне 2009 года Орлов Д.Н. обращался в администрацию г.Перми с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от 27.07.2009 г. Орлову Д.Н. было отказано в удовлетворении данного заявления.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 05.08.2010 г. Орлову Д.Н. было отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г.Перми обязанности по предоставлению ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Орлова Д.Н. о том, что за ним сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что он до достижения 23-летнего возраста не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку законодательством не установлено право на обеспечение жилыми помещениями лиц, не вставших на соответствующий учет до 23-летнего возраста.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Действительно, пунктом 9 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который ссылается в своей жалобе истец, предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем из содержания названного Закона следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В данном же случае Орлов Д.Н., как уже было указано выше, с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, обратился только в июне 2009 года, то есть в возрасте 30 лет. Ранее с таким заявлением он не обращался, вследствие чего и не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом не имеется оснований считать, что Орлов Д.Н. не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, либо по иным каким-либо обстоятельствам, которые объективно не позволяли ему в указанный период это сделать.
Как уже было отмечено, в соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По смыслу и содержанию названного Закона именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, то указанное право ими утрачивается, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Закон, как уже было указано, относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением. Это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального Закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как уже было указано выше, Орловым Д.Н. не было названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обращению в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Орлова Д.Н. на решение Краснокамского городского суда от 20.12.2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.