Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : председательствующего Лаврентьева В.Ю. и судей Ворониной Е.И., Ефремовой О.Н., при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 16 апреля 2014 года дело но апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Свердловского районного суда г.Перми от 10 октября 2013 года, которым постановлено;
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по необеспечению санаторно-курортной путевкой инвалида - Гилевой Т.И. .
Возложить на Государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность по выдаче Гилевой Т.И. на основании её заявления от 21.11.2011г. путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям -в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения представителя ответчика - Малиновской Л.И., прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в защиту интересов Гилевой Т.И. - инвалида ** группы - с исковыми требованиями к Государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда социального страхования о понуждении к выдаче путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, указав, что в ноябре 2011г. Гилева Т.И. обратилась в Фонд с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки, предоставив для этого все необходимые документы, однако, предоставление такой путевки Фондом была поставлена в зависимость от возможности предоставления путевок гражданам, ранее подавшим аналогичные заявления в и не прошедших санаторно-курортное лечение. Прокурор полагает, что такое решение Фонда нарушает его права и законные интересы Гилевой Т.И.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, поставив вопрос о понуждении ответчика в предоставлении Гилевой Т.И. путевки на санаторно-курортное лечение на основании её заявления от 21.11.2011г. в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене поставлен вопрос в апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В жалобе со ссылкой на нормы материального права указывается, что Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения осуществляют организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение за счет выделенных из федерального бюджета средств и финансирование расходов Фонду осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно п.4 ст.4 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015годов" Фонд в 2012 году осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Приведены доводы о том, что отделение Фонда является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. отделение не является лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение. Указная мера гарантирована государством, на отделение Фонда не может быть возложена ответственность за недостаточность финансирования данной меры социальной поддержки со стороны государства, т.к. обязанность по обеспечению граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение, в том числе в части выделения достаточного финансирования для возможности реализации данной гарантии, лежит на государстве. Указывается на то, что отделение Фонда не имеет возможности обеспечить Гилеву Т.Н. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 год, поскольку денежные средства, выделенные на приобретение путевок в 2013 году все израсходованы и путевки, приобретенные в 2012 году уже все были распределены в 2012 году между лицами, имеющими право на их получение. Аналогичная ситуация и по денежным средствам и путевкам в 2013 году.
В судебную коллегию поступили письменные возражения прокурора Октябрьского района на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика -Малиновской Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально- психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе санаторно-курортное лечение инвалидов.
В развитие названных выше конституционных положений ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, включенных в федеральный перечень, за счет средств федерального бюджета.
В состав федерального перечня реабилитационных мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р, включено санаторно-курортное лечение.
Таким образом, санаторно-курортное лечение является одной из реабилитационных мер, гарантированных публичной властью, в связи с чем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет-средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п.8 ст.6.1 Федерального Закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999г. N178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Федерального закона имеют инвалиды.
В силу ст.6.2 выше указанного Федерального Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается ряд социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В целях реализации статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 3.1 указанного Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п.3.3 Порядка).
Согласно п.3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7 Порядка).
В соответствии с п.3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Судом первой инстанции установлено, что Гилева Т.Н. является инвалидом ** группы; 21.11.2011г. Фондом от истицы было принято заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением справки по форме N 070\у-04 N ** от 17.11.2011 года, выданной МБУЗ "Октябрьская ЦРБ".
Кроме того, судом установлено, что истица обеспечивалась путевками в 2006-2009. 2011г.г.
Факт необеспечения истца путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от 21.11.2011 года не оспаривался.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований истца, суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что с учетом установленных выше обстоятельств, истец, являясь инвалидом 2 группы бессрочно, и имея справку по форме N 070/у-04, вправе претендовать на получение санаторно-курортной путевки по его обращению от 21.11.2011 г. При этом, оценивая доводы ответчика, суд правомерно исходил из того, что Фондом необоснованно предоставление путевки истцу поставлено в зависимость от соблюдения порядка очередности поданных заявлений от граждан -получателей набора социальных услуг, поскольку наличие порядка очередности предоставления путевок действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено. Истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное финансирование Фонда на данные цели, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия отмечает, что возможность ограничения реализации права на получение государственной социальной помощи в виде путевки на санаторно-курортное лечение вследствие каких-либо объективных причин, в том числе финансового характера законодательством не предусмотрена. В данной связи, доводы заявителя об объеме финансирования, недостаточном для обеспечения всех граждан, обладающих правом на получение санаторно-курортного лечения, не могут быть приняты во внимание.
Из системного толкования норм материального права, приведенных выше, следует, что ответчик не может быть освобожден от исполнения социальных обязанностей, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
То обстоятельство, что в настоящее время денежные средства, выделенные на санаторно-курортное лечение за 2012 и 2013 год, израсходованы, не влечет отмену решения суда, поскольку факт нарушения прав истца установлен, а соответственно права Гилевой Т.И. подлежат восстановлению.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая оценка. Апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.