Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Панковой Т.В.
Судей Кириенко Е.В., Позолотиной Н.Г.
При секретаре Цыганковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 18 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 февраля 2014 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края в интересах Мустаева А.А. к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению "Дирекция по капитальному строительству" о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Мустаеву А.А. в пределах г. Перми по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. В удовлетворении оставшееся части исковых требований прокурору Бардымского района Пермского края отказать.
Заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., заключение прокурора Третьяковой О.В., истца Мустаева А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бардымского района Пермского края с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском в интересах Мустаева А.А. к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению "Дирекция по капитальному строительству" о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения на семью из 3 человек, по месту жительства Мустаева А.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям социального найма общей площадью не менее 33 кв.м., находящегося в границах города Перми.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Мустаев А.А., /дата рождения/ , до достижения 18-летнего возраста остался без попечения родителей, которые были лишены в отношении Мустаева А.А. родительских прав. Мустаев А.А. женат, имеет малолетнюю дочь, /дата рождения/ . В 2013 году Мустаев А.А. уволен с военной службы. Мустаев А.А. с семьей проживает и имеет регистрацию в съемной комнате, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. **** , жилых помещений на праве собственности не имеет, нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Мустаев А.А. состоит на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. До настоящего времени жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не обеспечен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части предоставления Мустаеву А.А. жилого помещения в пределах г. Перми в апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края. Указывает, что место предоставления жилого помещения - территория субъекта Российской Федерации, где проживают лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12. 1996г N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения Мустаеву А.А. в границах г. Перми не основано на действующем законодательстве.
В своих возражениях на жалобу Прокурор Бардымского района Пермского края просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Мустаев А.А. родился /дата/ .
Решениями Бардымского районного суда от 20.03.2003г и от 20.12.1994г родители истца М. и С. лишены в отношении сына родительских прав.
Над Мустаевым А.А. была установлена опека, при этом какие-либо жилые помещения за ним не закреплялись.
05.05.2012г Мустаев А.А. заключил брак с К., 27.12.2012г у Мустаева А.А. родилась дочь.
Семья истца постоянно проживает по адресу: г. Пермь, ул. **** , на основании договора найма (аренды) квартиры, права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у него нет, что подтверждается соответствующими письменными доказательствами, ответчиками не оспаривается.
Истец состоит на жилищном учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается уведомлением Межрайонного территориального управления Министерства социального развития Пермского края.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159 -ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( в редакции от 29.02.2012г) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения судом возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.
Данные выводы суда Правительством Пермского края не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом незаконно на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения конкретно в границах г. Перми, а не на территории Пермского края права истца не нарушают, основаны на неправильном толковании норм материального права, не влекут отмену решения.
Согласно части 2 ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации: специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Кроме того, согласно пункта 1.3 Постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 г N1194-п "Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений":
Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно пункта 1.4 вышеуказанного постановления Правительства Пермского края: в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Истец проживает в г. Перми, соответственно, судом обоснованно, на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Мустаеву А.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту его жительства - в пределах г. Перми.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы Правительства Пермского края, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 февраля 2014 года по доводам апелляционной жалобы Правительства Пермского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.