Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Швецова К.И. и Ивановой Т.В., при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 18 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 04 апреля 2014 года, которым постановлено, -
признать незаконным бездействие администрации городского округа "Город Губаха", согласно которому Лобанов В.А. , являющийся нанимателем жилого помещения по адресу: **** , не включён в число участников муниципальной адресной программы по переселению из аварийного жилья, действующей в рамках программы "Ликвидация ветхих и аварийных домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье в 2013 году";
возложить на администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края обязанности:
включить Лобанова В.А. в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2013 году";
заключить с Лобановым В.А. договор предоставления безвозмездной субсидий на условиях Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта "Достойное жилье в 2013 году".
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя истца Лобанова В.А. - действующей по доверенности Давлетовой О.У., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лобанов В.А. обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями к администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края, приводя во внимание следующие обстоятельства.
Истец с 1995 года является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: **** , на условиях договора социального найма. Многоквартирный жилой дом N ** по ул. **** г. Губахи в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Губахинской городской Думы от 04.04.2013 года N 49 утверждён муниципальный проект, регламентирующий проведение мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения, сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жильё". При отсутствии "к правовых оснований ответчик не включил Лобанова В.А. в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, в том числе в доме по адресу: **** , планируемых к расселению и сносу в рамках реализации указанного муниципального проекта. В этом случае истец был лишён права на получение безвозмездной субсидии на приобретение достойного жилья в порядке предоставления гражданам, имеющим непригодные для проживания жилые помещения, мер социальной поддержки.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, опираясь на приведённые выше обстоятельства. Ответчик иск не признал, его представителем в возражениях указано, что истец не утратил возможность реализации своего права в порядке, предусмотренном статьёй 87 Жилищного кодекса РФ. Вместе с тем Лобановым В.А. нарушен порядок участия в реализации муниципальной адресной подпрограммы, который не проявил должной заботы и осмотрительности при решении вопроса о принятии от него ответчиком документов, необходимых для предоставления истцу помощи в приобретении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
Губахинским городским судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края, т.к. считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
Реализация ответчиком мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения, сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа проводится, в том числе за счёт средств бюджета Пермского края. Суду необходимо было привлечь к участию в деле Правительство Пермского края и определиться, в каком именно объёме и соотношении должны использоваться средства местного и краевого бюджетов в целях принятия мер к улучшению жилищных условий истца. Ответчик не располагает необходимыми бюджетными средствами для выплаты истцу субсидии на приобретение нового жилья.
Суд постановил по делу решение, основываясь на нормах законодательства Пермского края, утративших силу. Регионального фонда софинансирования расходов, из средств которого переселяемым из аварийного жилья гражданам выплачивались субсидии, в настоящее время не существует, поэтому возможность предоставления такой субсидии Лобанову В.А. отсутствует.
Муниципальный проект, утверждённый решением Губахинской городской Думы от года N 49, предусматривает добровольное участие граждан в его реализации. Истцом соответствующего заявления в орган местного самоуправления не подавалось. Кроме того, постановлением администрации городского округа "Город Губаха" от года N 399 утверждена новая адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013 -2017 годы, которая не противоречит федеральному законодательству и на основании которой истец должен реализовывать свои жилищные права.
В представленных на апелляционную жалобу возражениях Лобанов В.А. просит оставить её без удовлетворения. По его мнению, доводы ответчика не основаны на заслуживающих внимание обстоятельствах, способных повлиять на законность выводов, изложенных в оспариваемом решении суда.
Судебная коллегия, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), считает его подлежащим оставлению без изменения.
С учётом правильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, их доказанности, руководствуясь нормами действующего законодательства, районный суд правомерно удовлетворил требования истца.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского округа относится:
обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как указано в статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В развитие приведенных выше нормативных положений федерального законодательства Губахинской городской Думой 04.04.2013 года было принято решение N 49 "Об утверждении муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жильё" (далее -Муниципальный проект).
В соответствии с пунктом 2.5 настоящего Муниципального проекта переселение граждан из ветхих аварийных домов осуществляется путём предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений на территории Пермского края, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта.
На всех участников Муниципального проекта администрацией города Губахи формируются учётные дела, содержащие документы, являющиеся основанием для принятия решения о предоставлении субсидии, с описью находящихся в деле документов (пункт 5.1).
Участниками проекта являются граждане - собственники или наниматели жилых помещений, члены их семей, проживающие вместе с ними в жилом помещении, расположенном в объекте, включённом в муниципальную адресную программу (пункт 2.3).
Как следует из материалов дела, истец с 1995 года является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: **** , на условиях договора социального найма. Многоквартирный жилой дом N ** по ул. **** г.Губахи в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу в связи с чем, включён отдельным объектом в муниципальную адресную программу.
С учётом приведённых выше нормативных положений Лобанов В.А., подлежащий отнесению к участникам названного Муниципального проекта и переселению из ветхого аварийного дома приобрёл право на получение в 2013-ом году безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилого помещения на территории Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не основаны на обстоятельствах, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции.
Предоставление истцу указанной субсидии за счёт бюджетных средств не отменено и осуществлялось в 2013-ом году, что следует из положений пункта 1.7 действующего в настоящее время Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жильё", утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 года N 14-п, в котором также указано, -
порядок определения размера и предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" устанавливается муниципальным проектом.
Неподача Лобановым В.А. заявления в орган местного самоуправления с просьбой об участии в реализации Муниципального проекта не означает прекращение данного права истца в 2013-ом году.
Пунктом 1.9 Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жильё" предусмотрены этапы реализации подпроектов регионального проекта, в числе которых: отбор объектов на уровне муниципальных образований для включения в муниципальные адресные программы; отбор заявок муниципальных образований на предоставление субсидий на реализацию муниципальных проектов; передача местным бюджетам субсидий на реализацию муниципальных проектов и расходование указанных средств.
Органы местного самоуправления должны самостоятельно осуществлять отбор объектов для включения в муниципальные адресные программы после утверждения законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам (пункт 2.1 настоящего Порядка). В этом случае истца необходимо было информировать надлежащим образом о проведении программных мероприятий по переселению граждан из аварийного дома по адресу: **** в жилые помещения, отвечающие требованиям жилищного законодательства.
Привлечение в необходимом порядке и размере средств бюджета Пермского края на указанные цели не исключается.
Согласно пунктам 1.8 и 2.1 Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жильё" размер субсидий на реализацию муниципальных проектов в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" рассчитывается исходя из:
ежеквартально утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края средней расчетной стоимости строительства и приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующим муниципальным образованиям для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, либо определенной профессиональным оценщиком средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в черте соответствующего населенного пункта и благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта; общей площади жилых помещений, включенных в состав объектов муниципальной адресной программы в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов";
объема расходов на проведение оценки рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, находящегося в черте соответствующего населенного пункта и благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта;
объема расходов, связанных с оформлением правоустанавливающих документов на приобретаемые в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" жилые помещения;
объема расходов на проведение необходимых работ по сносу ветхих (аварийных) домов в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов".
Условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам устанавливаются муниципальными проектами.
Ответчик обязан создать все необходимые условия для реализации истцом жилищных прав.
Утверждение постановлением администрации городского округа "Город Губаха" от 27.03.2014 года N 399 новой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013 - 2017 годы не влечёт обязанность истца действовать в рамках её положений в случае, -
приобретения в 2013-ом году права на участие в Муниципальном проекте, предусматривающем переселение из аварийного дома по адресу: **** путём предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 199 и 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА.
Апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 04 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.