Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей: Веретновой О.А., Чулатаевой С.Г., при секретаре Новгородцевой А.В., рассмотрела 16 июля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Поварницына В.И. на решение Кировского районного суда г. Перми от 11 марта 2014 года, которым постановлено: "Поварницыну В.И. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми о взыскании недоплаченной пенсии в сумме ***руб. - отказать".
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения истца, представителя ответчика - Тумановой Г.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Поварницын В.И. обратилась с иском к УПФ РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми, предъявил требования о взыскании убытков в сумме недоплаченной пенсии в сумме ***руб.
Требования обосновал тем, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Перми от 20.04.2012 года на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом трудового стажа с 01.01.2002 года по 28.05.2010 года. Полагает, что ответчик при выполнении решения суда необоснованно отказал в принятии для расчета размера пенсии суммы страховых взносов, внесенных в пенсионный фонд Республики Узбекистан, чем причинил истцу ущерб.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указав, что перерасчет пенсии был произведен, размер пенсии не изменился в связи с отсутствием страховых взносов внесенных в Пенсионный фонд РФ. Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность конвертации страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд иного государства, полагает требования неосновательными.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в связи с нарушением норм материального права, просит истец.
В качестве доводов жалобы указывает на то, что суд необоснованно не применил положения Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", имеющие большее значение, чем нормы национального пенсионного законодательства, чем нарушил права истца, гарантированные нормами международного права. Полагает, что отсутствие порядка конвертации страховых взносов, уплаченных в пенсионный фонд Узбекистана в Пенсионный фонд России не должно уменьшать объем его прав. Также ссылается на то, что решение Кировского районного суда г. Перми от 20.04.2012 года не исполнено в полном объеме, поскольку перерасчет не произведен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец на доводах жалобы настаивает, полагает, что при определении суммы расчетного капитала подлежат учету суммы страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд Республики Узбекистан, поскольку международным договором РФ установлено его право на получение пенсии в РФ, выплата пенсии назначенной Республикой Узбекистан прекращена.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что отсутствии сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, иные данные не могут быть приняты во внимание для перерасчета суммы расчетного пенсионного капитал, подержала позицию, ранее изложенную в возражениях. Также указала, что представленный истцом расчет выполнен истцом неверно, так как не учтены требования закона относительно порядка валоризации, расчета суммы пенсионного капитала.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, заявленные требования разрешению по существу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Кировском районе г. Перми с 01.06.2011 года истцу назначена трудовая пенсия по старости.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Перми от 20.04.2012 года на Управление Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Кировском районе г. Перми возложена обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии Поварницына В.И. с учетом страхового стажа с 01.01.2002 года по 28.05.2010 года в период работы в Центральном рудоуправлении Государственного предприятия Навоийский горнометаллургический комбинат Республики Узбекистан с момента обращения (09.11.2011 года).
Как следует из ответов Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Кировском районе г. Перми от 19.06.2012 года, 20.11.2012 года после перерасчета и принятия во внимание данных о продолжительности страхового стажа (с 01.01.2002 года по 28.05.2010 года) размер пенсии истца не изменился, так как сведений о страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо (истца) в бюджет Пенсионного фонда РФ в период с 01.01.2002 по 28.05.2010 года не имеется.
Представленными в материалах дела документами подтверждается размер заработной платы начисленной и выплаченной истцу заработной платы за время работы в Центральном рудоуправлении Государственного предприятия Навоийский горно-металлургический комбинат Республики Узбекистан, с 01.01.2002 года по 28.05.2010 года. Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Перми от 20.04.2012 года установлено, что за указанный период производились отчисления в соответствующие компетентные органы Республики Узбекистан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные о заработной плате истца и суммах уплаченных в Пенсионный фонд Республики Узбекистан в период с 01.01.2002 года по 28.05.2010 года не могут быть приняты во внимание для расчета трудовой пенсии истца, поскольку в Пенсионный фонд России страховые взносы за указанный период не поступали, нормативных актов, определяющих порядок конвертации страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Республики Узбекистан не имеется.
Судебная коллегия полагает выводы суда не основанными на нормах действующего права.
С 01 января 2002 г. пенсионное обеспечение граждан регламентируется ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 29.1 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК (1) + СВ + ПК (2), где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК (1) - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК (2) - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Вместе с тем, Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", заключенным между государствами участниками СНГ 13 марта 1992 года, гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
В соответствии со ст. 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г. (далее Соглашения), назначение пенсии гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Таким образом, международным договором РФ предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения, пенсия по новому месту жительства пенсионера назначается по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. При этом осуществление взаимных расчетов между государствами в связи с назначением и выплатой пенсий по Соглашению не предполагается с учетом взаимности обязательств договаривающихся сторон.
Учитывая, что нормами международного договора РФ, имеющего большую юридическую силу, предусмотрено сохранение прав пенсионеров при переселении в пределах государств - участников соответствующего Соглашения, а также предусмотрено, что пересмотр размера пенсии осуществляется с соблюдением условий п. 3 ст. 6 Соглашения (при исчислении пенсии учитывается заработок (доход) за период работы, который засчитывается в трудовой стаж), судебная коллегия полагает, что при определении расчетного пенсионного капитала истца полежат учету данные о сумме страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Республики Узбекистан.
Руководствуясь указанными нормами при разрешении спора, судебная коллегия считает, что имеются основания для перерасчета трудовой пенсии истца на основании данных о заработной плате и отчислениях произведенных в пенсионный орган Республики Узбекистан. При указанных обстоятельствах решение районного суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ, пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
По смыслу данной нормы и закона в целом, в случае назначения пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено пенсионным законодательством, право на получение пенсии также подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие неполучение пенсии в необходимом размере, то есть в данном случае с момента назначения пенсии истцу на территории РФ - с 01.06.2013 года.
Поскольку установлено, что первоначально пенсия была назначена истцу без учета пенсионного капитала, в меньшем размере, чем определено действующим законодательством с учетом норм международного права, имеются основания для взыскания с ответчика образовавшейся задолженности.
Рассмотрев представленные истцом, ответчиком расчеты по порядку определения размера пенсии при принятии во внимание сведений о взносах в Пенсионный фонд Республики Узбекистан, судебная коллегия полагает обоснованным доводы ответчика о том, что истцом в расчете допущены ошибки, в связи с чем определяет размер задолженности на основании расчета, представленного Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми.
Учитывая имеющиеся данные о размере страховых взносов поступивших в Пенсионный фонд Республики Узбекистан за период с 2002 по 2010 год, судебная коллегия определяет размер задолженности, образовавшейся за период с 01.06.2011 года по 31.12.2013 года в связи с отказом ответчика в определении пенсии с учетом страховых взносов с учетом индексации в общей сумме - ***руб.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 11 марта 2014 года отменить, разрешить заявленные требования по существу.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми в пользу Поварницына В.И. задолженность, образовавшуюся в связи с отказом в перерасчете трудовой пенсии за период с 01.06.2011 года по 31.12.2013 года с учетом индексации в размере ***руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г. Перми Поварницыну В.И. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.