Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора на решение Ленинского районного суда г.Перми от 15 мая 2014 года, которым постановлено :
Пермскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 2.4, абз. 3 п. 4.1, п. 4.2, раздел 4 в части слов "мероприятия по контролю" Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы N 230 от 23.20.2012 г., отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения прокурора Третьяковой О.В., поддержавшей доводы представления, объяснения представителя Пермской городской Думы- Шнейдера А.О., возражающего против отмену решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия положений п. 2.4, абз 3 п. 4.1, п. 4.2, раздел 4 в части слов "мероприятия по контролю" Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 N230.
В обоснование заявленных требований указывает, что данные положения, противоречат федеральному законодательству.
Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", закреплены принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. Одними из основных принципов являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц., проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля, их должностных лиц; ответственность органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении муниципального контроля.
Обязанности должностных лиц органа муниципального контроля при проведении проверки закреплены в статье 18 Закона Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Между тем, в соответствии с пунктом 2.4 Положения круг обязанностей уполномоченного должностного лица, осуществляющего муниципальный лесной контроль на территории города Перми, сужен. Так, данный пункт Положения не содержит обязанностей, предусмотренных частями 3-13 статьи 18 Закона N 294-ФЗ, а именно: проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением; проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего закона, копии документа о согласовании проведения проверки; не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки, учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим законом; не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации; перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка; осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Так, проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя заместителя руководителя органа муниципального контроля либо и превышением установленных сроков, в силу пунктов 4, 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, относится к числу грубых нарушений требований закона. Согласно ч. 1 указанной статьи, результаты проверки, проведенные органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных указанным законом не могут являться доказательствами нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и влекут, в том числе отмену результатов проверки, проведенной органом муниципального контроля.
В связи с этим, проведение проверки в отсутствие распоряжения либо приказа, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения проверки либо с превышением установленных сроков проверки, не соответствует требованиям законодательства.
Отсутствие в Положении иных обязанностей должностных лиц органа муниципального контроля при проведении проверок, предусмотренных частями 4-13 Закона 294-ФЗ, также нарушает гарантированные законом права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основывающиеся на принципах открытости и доступности информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля, их должностных лиц (статья 3 Закона N 294-ФЗ); безосновательно возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по совершению каких-либо действий в рамках проводимой проверки (представление соответствующих документов, сведений, получение объяснений и т.д.).
Абзац 3 пункта 4.1 Положения, не соответствует абзацу 3 статьи 21 Закона N 294-ФЗ, в котором закреплено право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок на получение от органа муниципального контроля, его должностных лиц информации, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено данным законом. Отсутствие указанного права означает ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на получение информации, которая предусмотрена иными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Кроме того, в ч. 3 ст. 2 Закона РФ N 4866-1 от 27.04.1993 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица обязаны ему предоставить возможность, ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ индивидуальные предприниматели при проведении проверок обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами
В нарушение указанной нормы, пункт 4.2. Положения содержит лишь указание на "уполномоченных представителей индивидуальных предпринимателей" без конкретизации специальных полномочий данных лиц, как того требует ч. 1 ст. 25 указанного закона.
При определении категорий уполномоченных лиц следует учитывать положения иных норм Закона N 294-ФЗ, в частности ч.1 ст. 21, которые предусматривают возможность присутствия при проведении проверки "уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя", без определения у него специальных полномочий.
Таким образом, пунктом 4.2. Положения, в нарушение ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ, расширены полномочия представителей индивидуальных предпринимателей при проведении проверки.
Разделом 4 Положения определены права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по муниципальному лесному контролю на территории г. Перми.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона N 294 "мероприятие по контролю" включает в себя действия должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по отбору образцов продукции и т.д.
Под понятием "проверка" понимается совокупность проводимых органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 указанного закона).
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что понятие "проверка" шире понятия "мероприятие по контролю" поскольку последнее проводится именно при проведении проверки, которая включает в себя совокупность проводимых мероприятий по контролю.
Таким образом, разделом 4 Положения сужен объем прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в рамках муниципального лесного контроля на территории г. Перми.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционном представлении просит Пермский межрайонный природоохранный прокурор указывая, что решение суда является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что Положение о лесном контроле разработано, в том числе в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля ". Между тем, при дублировании отдельных норм указанного закона не в полном объеме воспроизведены
конкретные положения федерального законодательства, муниципальный правовой акт содержит выборочное дублирование положений ( прав и обязанностей соответствующих лиц при проведении проверок) в рамках одной нормы Закона N 294-ФЗ. При этом, Положение не содержит ссылок на федеральное законодательство для его применения с положениями Закона N 294-ФЗ. В пункте 2.4 Положения, определяющем круг обязанностей должностного лица, осуществляющего муниципальный лесной контроль, данный перечень значительно сужен, а пункте 4.2 Положения не указано специальное полномочие индивидуального предпринимателя при проведении поверок - ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Указанным пунктом полномочия представителей индивидуальных предпринимателей расширены. Неполное воспроизведение норм федерального законодательства также содержится и в пункте 4.1 Положения.
Полагает, что неполное воспроизведение норм федерального законодательства в муниципальных актах приводит к их неопределенности. Муниципальное правовое регулирование полежит осуществлению в пределах установленной компетенции с учетом федерального законодательства.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков.
Согласно ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".
В силу п. 38 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществление муниципального лесного контроля относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории относится к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль. Пункт 25.1 ч. 1 ст. 8 "Устава города Перми", принятого решением Пермской городской Думы от 13.03.1996, осуществление муниципального лесного контроля относит к вопросам местного значения городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что решением Пермской городской Думы 23.10.2012 г. N 230 утверждено Положение о муниципальном лесном контроле на территории города Перми.
Пунктом 2.4 Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 г. N 230, предусмотрены обязанности специально уполномоченных должностных лиц осуществляющих муниципальный лесной контроль на территории города Перми: предупреждать, выявлять и пресекать нарушения лесного законодательства, соблюдать требования действующего законодательства по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий при проведении муниципального лесного контроля,
принимать в пределах полномочий необходимые меры по устранению выявленных правонарушений в области лесного законодательства,
рассматривать поступившие обращения и сообщения о нарушениях лесного законодательства в установленные законодательством сроки,разъяснять лицам, виновным в нарушении лесного законодательства, их права и обязанности.
Природоохранный прокурор считает, что данный пункт Положения противоречит федеральному законодательству, поскольку круг обязанностей уполномоченного должностного лица осуществляющего муниципальный контроль сужен, т.к. он не содержит обязанностей, предусмотренных частями 3-13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ. Полагает, что отсутствие иных обязанностей должностных лиц органа муниципального контроля при проведении проверок, также нарушает гарантированные законом права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основывающиеся на принципах открытости и доступности информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, проведение проверок в соответствии с о полномочиями органа муниципального контроля, их должностных лиц, безосновательно возлагая обязанности по совершению каких-либо действий в рамках проводимой проверки.
Статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусмотрены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;.
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Оценивая приведенные доводы заявителя, положения федерального законодательства и оспариваемые положения, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для признания п.2.4 Положения о муниципальном лесном контроле на территории г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012г.N 230 противоречащим положениям федерального законодательства, не имеется. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие в оспариваемой правовой норме полного перечня обязанностей специально уполномоченного должностного лица, осуществляющего муниципальный лесной контроль на территории города Перми, содержащихся в ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля " не свидетельствует о наличии противоречий между данными актами и не освобождает специально уполномоченное должностное лицо, осуществляющее муниципальный лесной контроль на территории города Перми от обязанностей, закрепленных в нормах федерального законодательства и не приводит к его неопределенности.
Пункт 4.1 Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, оспариваемый заявителем, содержит права руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей:
непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по муниципальному лесному контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать разъяснения о своих правах и обязанностях,
знакомиться с результатами мероприятий по муниципальному лесному контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с обжаловать действия (бездействие) специально уполномоченных должностных лиц
обжаловать действия (бездействие) специально уполномоченных должностных лиц вышестоящему руководителю, а также в административном и судебном порядках в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие в п. 4.1 ( абз.З) Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 г. N 230 права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки на получение от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информации, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ", ч.ч. 2,3, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ч.З.ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", не свидетельствует об отсутствии у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного права, тем более, что оспариваемая норма не содержит запрета на получение от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информации, относящейся к предмету проверки и применение федерального законодательства оспариваемой нормой не исключается.
Пунктом 4.2 Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 г. N 230, предусмотрено, что юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей при проведении мероприятий муниципального лесного контроля., представить сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления муниципального лесного контроля.
В соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части отсутствия в пункте 4.2 Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 г. N 230, ссылки на специальное полномочие - ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами - представителей индивидуальных предпринимателей, суд первой инстанции исходил из того, что возможность потребовать от индивидуальных предпринимателей обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не исключается в соответствии с положениями федерального законодательства. Судебная коллегия также находит данный вывод суда первой инстанции верным, поскольку индивидуальные предприниматели оспариваемым положением от обеспечения присутствия уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не освобождаются и в силу действующего федерального законодательства обязаны обеспечить присутствие данных лиц, обладающих специальными полномочиями.
Раздел 4 Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2012 г. N 230, содержит права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по муниципальному лесному контролю на территории города Перми.
В соответствии с п.5 ст. 3 Закона N 294 мероприятие по контролю включает в себя действия должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по отбору образцов продукции и т.д.
Под понятием проверка понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Ссылка прокурора о сужении данным Разделом прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в рамках муниципального лесного контроля на территории г.Перми обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Анализируя понятия "мероприятие по контролю" и "проверка", содержащиеся в положениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом, того, что проверкой является совокупность мероприятий по контролю, суд пришел к верному выводу о том, что раздел 4 Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Перми в части слов "мероприятия по контролю" также не являются противоречащими федеральному законодательству, оснований полагать, что оспариваемой нормой сужен объем прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в рамках муниципального лесного контроля на территории г. Перми, не имеется.
Оценивая законность постановленного решения, судебная коллегия принимает во внимание, что исходя из положений Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 3, 130, основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление муниципальной власти. Из законодательного определения понятия, приводимого в ст. 2 Закона N 2 131-ФЗ под муниципальным правовым актом понимается решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее или изменяющее общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Закрепляя право нормативного регулирования муниципальных образований, Закон N 294-ФЗ как справедливо отметил в апелляционной жалобе заявитель, одновременно устанавливает допустимости и правовые возможности такого регулирования, а именно возможности нормотворчества муниципальных образований в данной области. При этом, муниципальное правовое регулирование осуществляется в пределах установленной компетенции с учетом федерального законодательства. Между тем, право нормативного регулирования муниципальных образований не должно сводиться к их обязанности дублировать положения федерального законодательства, тем более, что требований по закреплению положений федерального законодательства в муниципальном нормативном правовом акте в действующем законодательстве не содержится.
Отсутствие в Положении перечня тех или иных обязанностей, полномочий, в то время как такие полномочия и обязанности содержатся в Федеральном законе N 294-ФЗ, не свидетельствует о противоречии между указанными нормативными правовыми актами и не приводит к неопределенности в применении. В случае отсутствия в муниципальном нормативном правовом акте одной или нескольких обязанностей должностного лица ( юридического лица, индивидуального предпринимателя, предусмотренных Федеральным законом, будет напрямую применяться федеральный закон.
Таким образом, поскольку оспариваемые положения закону не противоречат, учитывая, что Пермская городская Дума при утверждении данного Положения о муниципальном лесном: контроле на территории г.Перми от 23.10.2012г. N 230, действовала в пределах предоставленный ей законом и Уставом города Перми полномочий, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку как положений закона, так и выводов суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем на законность решения суда они не влияют.
Спор разрешен судом с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда соотносятся с исследованными доказательствами. Оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 15 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление Пермского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.