Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.,
судей областного суда: Белякова А.А., Радкевича А.Л..
при секретаре: К..,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе представителя Караханова А.М. по доверенности Нестеренко А.И.
на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 11 июня 2014 года
по иску Караханова А.М. к ООО "Газпром энерго" о признании действий работодателя в части недоплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда незаконными, компенсации морального вреда и взыскании доплат и компенсаций,
УСТАНОВИЛА:
Караханов А.М. обратился в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода в службу автотранспорта и спецтехники "данные изъяты" в ОАО "ГАЗПРОМ" ООО "Газпром энерго" Южный филиал. По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ году аттестации рабочих мест ему установлена доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в размере 16 % от оплаты по тарифу. С ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда работодателем в одностороннем порядке прекращена. ДД.ММ.ГГГГ он уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, однако работодатель не произвел с ним окончательного расчета, а именно не выплатил доплату за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. С учетом уточнений просит признать действия работодателя в части не произведения доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ незаконными, взыскать с ответчика "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек в качестве невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек в качестве невыплаченного единовременного пособия при выходе на пенсию, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек в качестве невыплаченных отпускных в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в качестве процентов за задержку выдачи заработной платы, "данные изъяты" рублей в качестве невыплаченного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы, "данные изъяты" рублей в качестве индексации невыплаченной заработной платы за период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вследствие инфляционных процессов, "данные изъяты" рубля в качестве невыплаченной компенсации за неиспользованные дополнительные дни к отпуску за ДД.ММ.ГГГГ годы, "данные изъяты" рублей в качестве невыплаченной оплаты за работу в сверхурочные часы, компенсацию морального вреда "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель Караханова А.М. по доверенности Нестеренко А.И. исковые требования поддержал.
Представители ответчика Гаврилов М.Ю., Арестова И.А. иск не признали.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 11 июня 2014 года исковые требования Караханова А.М. удовлетворены частично, действия работодателя в части невыплаты работникам доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ года признаны незаконными; с ответчика в его пользу взыскана компенсация за неиспользованные дополнительные дни к отпуску в сумме "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, компенсация за задержку выплаты "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, инфляционная компенсация "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, компенсация морального вреда "данные изъяты" рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Караханова А.М. по доверенности Нестеренко А.И. ставит вопрос об отмене решения в части отказа во взыскании доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и доплаты за работу в сверхурочные часы, поскольку полагает в этой части требования обоснованы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заслушав докладчика, объяснения Караханова А.М. и его представителя по доверенности Нестеренко А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Кагановской М.П., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок, место и сроки выплаты заработной платы закреплены в статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В силу положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации).
Установлено, что на основании приказа ЮФ ООО "Газпром энерго" от ДД.ММ.ГГГГ N N Караханов A.M. принят на работу в Южный филиал ООО "Газпром энерго" "данные изъяты" УРАЛ- "данные изъяты" BM-40 (7,4 м). ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с выходом на пенсию.
Рассматривая заявленные истцом требования о нарушении его трудовых прав, суд частично удовлетворил требования Караханова А.М., признав действия работодателя в части невыплаты работникам доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ года незаконными, взыскав в пользу истца денежные суммы за неиспользованные дополнительные дни к отпуску, компенсации за задержку выплат и компенсацию морального вреда.
Решение в этой части сторонами не оспаривается, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части отказа в удовлетворении иска по взысканию доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с картой аттестации N N занимаемого Карахановым A.M. рабочего места, которым для него является конкретное транспортное средство, введенной в действие приказом ЮФ ООО "Газпром энерго" от ДД.ММ.ГГГГ N N "О подведении итогов по аттестации рабочих мест по условиям труда", истцу были установлены компенсации за работу с вредными условиями труда в виде доплаты в размере 16% к тарифной ставке, а также дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда в количестве 12 рабочих дней.
В связи с приобретением и передачей в Южный филиал ООО "Газпром энерго" новых единиц транспортных средств и специальной техники на основании приказов ООО Газпром энерго", исследованных в судебном заседании, истец был переведен на вновь созданное рабочее место - "данные изъяты"
Для организации эксплуатации принятых филиалом транспортных средств и специальной техники, в штатное расписание рабочих службы автотранспорта и спецтехники филиала введены единицы водителей автомобилей взамен выведенных единиц, что подтверждается соответствующими штатными расписаниями.
На основании личного заявления Караханов А.М. был переведен на вновь введенное рабочее место в службу автотранспорта и спецтехники, в связи с чем с ним было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно условиям которого истцу устанавливалась доплата за работу с вредными условиями труда в размере - 0% до проведения аттестации рабочих мест с последующим перерасчетом с даты заключения вышеназванного дополнительного соглашения.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Иными словами, законодателем предусмотрены компенсационные выплаты как часть заработной платы и как возмещение работнику определенных затрат.
Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, также могут входить в оплату труда либо устанавливаться в виде дополнительных компенсаций.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
Следовательно, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, представляют собой повышенную оплату труда либо дополнительные компенсационные выплаты.
Размер повышения оплаты труда указанным работникам определяется следующим образом: - минимальный размер установлен пунктом 1 Постановления и составляет не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда; - конкретные размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Как установлено судом апелляционной инстанции Коллективный договор ответчика таких положений не содержит.
Этим же пунктом Постановления указано, что компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест.
Впоследствии минимальный размер повышения оплаты труда будет установлен Минздравсоцразвития России (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870), но, как указано в Информации Минтруда от 01.10.2012 "Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870", до принятия этим органом соответствующего акта работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Следовательно, повышенная оплата труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и другие компенсации устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест; размер компенсации (не менее 4% от тарифной ставки (оклада) для работ с нормальными условиями труда) должен быть закреплен в локальном нормативном акте либо коллективном или трудовом договоре.
Кроме того, в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты аттестации используются, в частности, в целях установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда (пункт 3 Порядка).
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (пункт 4 Порядка).
Аттестация вновь организованных рабочих мест проводится во внеплановом порядке (пункт 47 Порядка) и должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (пункт 8 Порядка).
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что компенсации в виде повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, могут быть установлены работодателем только по результатам аттестации рабочих мест.
Доводы истца о том, что до проведения аттестации вновь созданных рабочих мест для предоставления работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда, в том числе повышения оплаты труда, работодатель должен применять карты аттестации прежних рабочих мест, судебная коллегия находит несостоятельными и соглашается с выводами суда первой инстанции в этой части.
Как было указано выше, в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах, то есть на местах, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н), а также ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569) не предполагают использование результатов аттестации рабочих мест для оценки условий труда или установления компенсаций работавшим на этих местах работникам на иных рабочих местах.
Таким образом, для установления компенсаций до проведения аттестации рабочих мест работодатель не вправе использовать информацию об условиях и оплате труда работников на их прежних рабочих местах.
Во исполнение требований приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н и на основании приказа ЮФ ООО "Газпром энерго" от 25.07.2011 N 704 ответчиком была начата аттестация вновь организованных рабочих мест по условиям труда в Службе автотранспорта и спецтехники Южного филиала, в том числе рабочего места Караханова А.М. По итогам аттестации издан приказ от 31.12.2013 N 1565, которым введены в действие карты аттестации вновь созданных рабочих мест (транспортных средств), в том числе карта аттестации рабочего места N 8, занимаемого истцом.
В соответствии с данной картой аттестации рабочего места по условиям труда установлены компенсации за работу вредными условиями труда в виде повышенной оплаты труда (доплата за вредные условия труда) и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
На основании приказа ЮФ ООО "Газпром энерго" от ДД.ММ.ГГГГ N N работникам Общества произведен перерасчет и выплата доплат за работу с вредными условиями труда, в том числе Караханову A.M. Начисление выплат производилось с учетом индексации инфляционных процессов за период ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии с приказами ООО Газпром энерго" о повышении тарифных ставок и должностных окладов работников Общества.
При таких обстоятельствах суд признал несостоятельными требования истца в части взыскания с ответчика в его пользу доплаты за работу с вредными условиями труда в размерах, установленных ранее действовавшей картой аттестации занимаемого им рабочего места, и индексации указанных выплат вследствие инфляционных процессов.
Вопреки доводам жалобы оснований для выплаты Караханову А.М. сумм за работу в сверхурочные часы также не имеется.
Из карты аттестации рабочего места N N, введенной приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N N, усматривается, что в ней отсутствует такая компенсация как сокращенная продолжительность рабочего времени. Не предусмотрено такой компенсации в трудовом договоре и дополнительных соглашениях к нему, а также в локальных нормативных актах ответчика - коллективных договорах ООО "Газпром энерго", Положении по установлению доплат за работу в неблагоприятных условиях труда в организациях ОАО "Газпром".
Из исследованного в судебном заседании трудового договора, заключенного с истцом, усматривается, что продолжительность рабочей недели для работника составляет 40 часов.
Согласно коллективному договору ООО "Газпром энерго" нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Привлечение Работников к работе за пределами установленной для Работника продолжительности рабочего времени по инициативе Работодателя (сверхурочная работа) производится в порядке, предусмотренном статьей 99 ТК РФ. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере. По желанию работников сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться с предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Оплата труда Работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится в завышенном размере или компенсируется дополнительными выплатами, установление и отмена выплат к тарифным ставкам рабочих и должностным окладам специалистов за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, производится в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда,- не более 36 часов в неделю.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с трудовым кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Установлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", вменяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В силу части второй статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями зуда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Указанные перечни Правительством Российской Федерации не были приняты.
Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" изменены основания предоставления работникам указанных компенсаций.
Согласно статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов; минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Аналогичный порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени и повышенной оплаты труда для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрен статьями 92 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 года приняло постановление N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, а также поручило Минздравсоцразвития РФ в 6-месячный срок после вступления в силу данного постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально - трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными обыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также и условия предоставления указанных компенсаций.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят.
Вместе с тем, отсутствие соответствующего нормативного правового акта не освобождает работодателей от обязанностей по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Поскольку, как было указано выше, в карте аттестации рабочего места Караханова А.М. отсутствует указание на установление ему сокращенной рабочей недели, локальными нормативными актами такая обязанность для работодателя не возложена, правовых оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.
Доводы жалобы о том, что всем работникам, на рабочих местах которых установлен по результатам аттестации 3 класс условий труда любой степени вредности, полагается предоставление всех трех видов компенсаций за вредные условия труда, районный суд правомерно признал несостоятельными.
Для реализации поручения, названного в пункте 2 Постановления от 20 ноября 2008 года N 870 (приведенного выше), работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что не должно расцениваться как нарушение трудовых прав работников. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Указанное следует также из информационного письма Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 13.02.2013 года "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870".
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцу были установлены две компенсации (в виде дополнительной денежной выплаты и дополнительного отпуска), районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения прав Караханова А.М. по не предоставлению третьего вида компенсации - сокращенной рабочей недели.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 11 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Караханова А.М. по доверенности Нестеренко А.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.