Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Титовой М.Г.
с участием прокурора Алферьевой М.В.
при секретаре Иванове Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области в интересах Махнач К.С. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Волховский городской прокурор обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с иском в интересах Махнач К.С. к ответчику об обязании предоставить Махнач К.С. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установлено социальной нормы на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование исковых требований указал, что по обращению Махнач К.С. была проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входе которой установлено, что Махнач К.С. относится к указанной категории лиц, поскольку мать лишена родительских прав, отец умер. Согласно заочному решению Волховского городского суда от "дата" Махнач К.С. признана не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", и выселена из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. На основании постановления главы администрации Волховского муниципального района N от "дата" она была направлена в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты". Постановлением главы администрации МО город Волхов N от "дата" Махнач К.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включена в сводный муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма по состоянию на "дата" состоит в указанном списке под N9. Согласно постановлению главы администрации Волховского муниципального района N от "дата" Махнач К.С. по договору найма жилого помещения предоставлено койко-место в общежитии по адресу "адрес". Вместе с тем, до настоящего времени Махнач К.С. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, чем нарушаются ее жилищные права.
В судебном заседании прокурор и истец, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал, представил письменные отзыв на исковое заявление /л.д.117-118/.
Представитель третьего лица исковые требования не признал, представил письменный отзыв /л.д.80-81/.
Решением Волховского городского суда от 31 июля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указал, что суд не правильно применил нормы материального права.
Указывает, что Махнач К.С. в Комитет социальной защиты не обращалась с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения и заключении договора найма. Махнач К.С. предоставлено жилое помещение по договору найма в общежитии постановлением администрации ВМР от "дата" N.
Ссылается на то, что на сегодняшний день ЖК РФ не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам, жилые помещения предоставляются согласно сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Удовлетворяя требования, нарушаются права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее истца были включены в сводный список.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (п. 16 ст. 3 указанного Областного закона).
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1, 2, 6 ч. 2 ст. 4 указанного Областного закона).
Судом установлено и из материалов дела следует, что мать Махнач К.С. Е.А. на основании решения Волховского городского суда Ленинградской области от "дата" лишена родительских прав, отец С.А. умер "дата" /л.д.16, 22-24, 25/.
Заочным решением Волховского городского суда Ленинградской области от "дата" Махнач К.С. признана не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", и выселена из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения /л.д.18-21/.
Постановления главы администрации Волховского муниципального района N от "дата" Махнач К.С. направлена в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "данные изъяты" /л.д.41/.
Согласно постановлению главы администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области N от "дата" Махнач К.С. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включена в сводный муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма /л.д.26/.
Махнач К.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Волховском муниципальном районе /л.д.44, 45/.
На основании постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N от "дата" Махнач К.С. по договору найма жилого помещения предоставлено койко-место в комнате N в общежитии по "адрес" /л.д.42-43, 46/.
Махнач К.С. "дата" получен аттестат об основном общем образовании /л.д.134-135/.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда не подлежит отмене.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Махнач К.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней по договору социального найма жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включена в сводный список, поэтому имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства и по установленным нормам.
Как усматривается из материалов дела истцу предоставлено жилое помещение в общежитии, на основании постановления администрации Волховского муниципального района от "дата", предоставление жилого помещения из расчета 6 кв.м. жилой площади на человека, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым указанной категории граждан, в силу ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений, надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот не освобождает администрацию Волховского муниципального района от исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению жилым помещением и не является основанием для отказа в иске, поскольку нарушает гарантированное право истца на предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права в разумные сроки.
Являются не состоятельными доводы апелляционной жалобы администрации Волховского муниципального района, что в случае удовлетворения исковых требований истец будет подлежать обеспечению жилым помещением не на основании очередности, не состоятельны поскольку, учитывая дату принятия федерального закона от 26.02.2012 N 15-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступивших в силу с 01.01.2013, законодателем был предусмотрен значительный временной период, в течение которого у органов государственной власти имелась реальная возможность создать необходимые условия, в том числе, посредством принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок реализации жилищных прав граждан указанной категории, приобретение жилых помещений для реализации данной категории лиц своих жилищных прав. Иное означало бы, что конституционное право на жилище, получившее правовое основание в нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения, не может быть реализовано гражданином вследствие невыполнения государственными органами действий, необходимых для создания условий фактической реализации, принадлежащих гражданину прав.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержит, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.