Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г. и Марченко О.С.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куликовой В.К. об отмене решения территориальной избирательной комиссии города Уссурийска от 13 августа 2014 года N об отказе Куликовой В.К. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 13 по апелляционной жалобе заявителя на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25 августа 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения Куликовой В.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя территориальной избирательной комиссии города Уссурийска Горичевой А.В., заключение прокурора Будлова И.М., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куликова В.К. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что решением территориальной избирательной комиссии города Уссурийска от 13 августа 2014 года ей отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N 13 от политической партии "Трудовая партия России", по тем основаниям, что из проверенных 57 подписей избирателей в подписных листах, представленных заявителем для регистрации в качестве кандидата 16 подписей были признаны недостоверными и недействительными, достоверных 41 подписей является недостаточным основанием для регистрации кандидата. Просит признать решение территориальной избирательной комиссии города Уссурийска от 13 августа 2014 года незаконным, поскольку нарушена процедура принятия решения, так как не оглашен список членов комиссии. Заключение специалиста по проверке подписных листов не соответствует действительности. Даты заполнения подписных листов выполнены самими гражданами, а не другими лицами, как указал специалист. Сотрудником ОУФМС указано на несоответствие номера паспорта гражданки Лебедевой Р.А., между тем Лебедева Р.А. существует и ее регистрация по месту жительства подтверждается. В списке ОУФМС указана под N 4 гражданка Васильева А.В., которая имея регистрацию по данному округу, проживает по ул. "адрес", данные действительны, подпись и дата подлинные. Чудайкина В.Е. лично ставила дату и подпись в поддержку кандидата. Пухальским Д.Ю. было подано два паспорта и ошибочно внесены данные паспорта его отца. Сведения о Климовой Н.А. являются достоверными, о чем свидетельствует ксерокопия ее паспорта. Считает представленные в избирательную комиссию ОУФМС сведения необоснованными.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель территориальной избирательной комиссии города Уссурийска с требованиями не согласился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Думы Уссурийского городского округа и представителя администрации Уссурийского городского округа.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований законов, в частности, положений "д" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 46 Избирательного кодекса Приморского края.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательный кодекс Приморского края определяют недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей и оформления подписного листа.
Признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5 - 7(1) к Избирательному кодексу Приморского края (подпункт 10 пункта 9 статьи 45).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи (пункт 10 указанной статьи).
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (пункт 11 приведенной статьи).
Из материалов дела следует, что Куликовой В.К. было представлено в избирательную комиссию 57 подписных листов, из которых согласно итоговому протоколу проверки подписных листов недостоверными и недействительными признаны 16 подписей.
Проверка достоверности подписей была проведена с привлечением специалиста-почерковеда и на основании сведений УФМС России по Приморскому краю.
В силу части 5 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений может привлекать специалистов органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы предусмотрено направление в отделения ФМС запросов избирательными комиссиями на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, в том числе о месте жительстве гражданина, а также документе, удовлетворяющего личность гражданина Российской Федерации.
Для проведения проверки могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел во исполнение Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Подпись эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, является его письменным заключением.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о незаконности решения избирательной комиссии ввиду отсутствия заключения эксперта, являются несостоятельными и противоречат обстоятельствам дела. Вопрос о том, внесены ли в подписные листы сведения самим лицом или иным, не может быть подтвержден или опровергнут свидетельскими показаниями в силу положений статей 59 и 60 ГПК РФ.
Исследовав подписные листы, сопоставив содержащиеся в них сведения об избирателях, суд обоснованно пришел к выводу, что выявленные нарушения, допущенные при оформлении подписных листов, являются достаточными для отказа Куликовой В.К. в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы направлены к иному истолкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не являются основаниями для отмены решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.