Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 августа 2014 г. по делу N 33А-2224/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Санникова А.Б.,
Василенко И.И.,
при секретаре Бирюковой Т.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации - ФИО11 на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 27 марта 2014 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Екименко Сергея Владиславовича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - единый расчетный центр), связанных с порядком выплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., представителя Министра обороны Российской Федерации - ФИО12 в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Екименко обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу в должности "данные изъяты", исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, однако с ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивается надбавка за особые условия военной службы в размере "данные изъяты" процентов от оклада по воинской должности. Он просил признать незаконными эти действия должностных лиц и обязать Министра обороны Российской Федерации издать приказ, а руководителя единого расчетного центра произвести оспариваемую выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ
Гарнизонным военным судом заявление удовлетворено частично.
Суд обязал Министра обороны Российской Федерации издать приказ об установлении заявителю оспариваемой надбавки за указанный период.
В удовлетворении требования о возложении на руководителя единого расчетного центра обязанности по выплате данных денежных средств судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны Российской Федерации просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование указывается, что правовые основания для выплаты надбавки отсутствовали, поскольку утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. N N перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим выплачивается надбавка за руководство подразделением, утратил силу 23 июля 2012 г. Согласно указанию Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N выплата спорной надбавки в соответствии новым перечнем должностей производится с 1 января 2014 г..
В жалобе содержится ссылка на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого должностным лицом решения в случае, когда его принятие или непринятие относится к его усмотрению.
Кроме того, автор жалобы считает, что заявителем пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подп. "г" п. 3, пп. 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30% оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
На основании "данные изъяты" Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Указаниями Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N определен новый перечень воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. В соответствии с "данные изъяты" названных указаний данная надбавка должна выплачиваться с 1 января 2014 г.
Перечисленные правовые нормы свидетельствуют о необходимости производства военнослужащему указанной надбавки при исполнении им должностных обязанностей, связанных с фактическим руководством подразделением.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Екименко проходит военную службу в должности "данные изъяты" войсковой части N и в его подчинении находится личный состав, для которого заявитель является непосредственным начальником. Поэтому исполнение им обязанностей по воинской должности связано с фактическим руководством подразделением. При этом надбавка за особые условия военной службы в размере "данные изъяты" процентов от оклада по воинской должности ему с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивалась.
Следовательно, суд правомерно возложил на командование обязанность произвести оспариваемую выплату за указанный период.
На этот вывод не влияет ссылка в жалобе на отсутствие перечня воинских должностей, для которых в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрена данная надбавка, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 Министерству обороны Российской Федерации предоставлены полномочия лишь в части установления порядка и размера указанной выплаты. При этом ни Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ни указанное постановление Правительства Российской Федерации не содержат требования об установлении какого-либо перечня должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделением. Что же касается указаний Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, то содержащийся в них перечень воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, не является исчерпывающим.
Утверждение представителя должностных лиц о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого Министром обороны Российской Федерации решения, основано на неправильном толковании правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В данном случае спорное правоотношение, являющееся предметом судебного разбирательства по делу, возникло не вследствие принятого воинским должностным лицом решения в пределах предоставленных ему полномочий, а в результате того, что им не исполнено постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 и не предприняты своевременные меры по выплате оспариваемой надбавки.
Вопреки доводам жалобы, у суда отсутствовали основания для применения установленных ст. 256 ГПК РФ последствий пропуска срока на обращение в суд с заявлением, поскольку нарушение прав заявителя на получение оспариваемой дополнительной выплаты носило длящийся характер.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Астраханского гарнизонного военного суда от 27 марта 2014 г. по заявлению Екименко Сергея Владиславовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.