Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи -Джарулаева А.К.,
судей - Магомедовой А.М и Хираева Ш.М.
при секретаре - АА
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан З.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации МО СП "Сельсовет Тохотинский" АМ. и заместителя Р.О. на решение Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 14 апреля 2014 года по заявлению прокурора Тляратинского района в интересах Российской Федерации и муниципального образования "Об обязании администрации сельского поселения "Сельсовет Тохотинский" Тляратинского района устранить нарушения требований федеральных законов "О муниципальной службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., объяснения прокурора З.Г., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тляратинского района Республики Дагестан обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования к администрации сельского поселения "Сельсовет Тохотинский" Тляратинского района Республики Дагестан, указав, что в результате проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности администрации сельского поселения выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства К.А. при отсутствии высшего профессионального образования принят на должность заместителя главы администрации муниципального образования сельского поселения "Сельсовет Тохотинский".
В адрес главы администрации сельского поселения было направлено представление, на которое дан ответ о том, что Р.О. имеет среднее специальное образование.
Решением Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 14 апреля 2014 года постановлено:
"Иск прокурора Тляратинского района Республики Дагестан в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования к администрации сельского поселения "Сельсовет Тохотинский" Тляратинского района Республики Дагестан удовлетворить.
Признать незаконным действие главы администрации сельского поселения "Сельсовет Тохотинский" Тляратинского района АМ, выразившееся в отказе в решении вопроса о пребывании в должности заместителя главы администрации сельского поселения "Сельсовет Тохотинский" Р.О.
Обязать главу администрации сельского поселения "Сельсовет Тохотинский" Тляратинского района расторгнуть трудовой договор, заключенный с Р.О.".
В апелляционной жалобе главы администрации МО СП "Сельсовет Тохотинский" АМ и его заместителя Р.О. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора Тляратинского района. В обоснование жалобы указывается, что заместитель главы АСП "Сельсовет Тохотинский" Р.О. не имеет высшего образования, но с учетом того, что он имеет достаточную грамотность и опыт работы с населением.
Р.О. с должностными функциями справляется, умеет находить с населением общий язык, имеет огромное уважение и авторитет. Он владеет информационной технологией, что очень важно в работе сельадминистрации.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан З.Г. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Статьёй 9 Закона Республики Дагестан от 11 марта 2008 N 9 (ред. от 12 марта 2013) "О муниципальной службе в Республике Дагестан" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Согласно ч.3 ст.9 указанного Закона в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования, за исключением младшей группы должностей, для замещения которых достаточно наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Согласно пятому разделу Закона Республики Дагестан от 10 июня 2008 года N 28 "О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан" должность заместителя главы администрации сельского поселения отнесена к главной должности муниципальной службы.
Законом Республики Дагестан от 8 июня 2010 года "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан" должность заместителя главы (секретаря) администрации сельского поселения приравнена к должности заместителя начальника управления Министерства Республики Дагестан.
Согласно ст. 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что Р.О., назначенный на должность заместителя главы администрации сельского поселения, предусмотренным законом квалификационным требованиям не отвечает. С момента назначения на эту должность и с момента внесения изменений в правовом регулировании вопросов замещения этой должности Р.О. не имел и не имеет высшего образования, меры для получения соответствующего образования путем поступления в высшее учебное заведение не были предпринял.
В связи с чем, доводы жалобы о том, что при заключении трудового договора правила замещения названной должности нарушены не были, а в период действия договора изменения правового регулирования не могут быть признаны основанием для признания требований прокурора о расторжении трудового договора с ним, несостоятельны.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Р.О. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования, необходимому для замещения указанной должности, и продолжение работы Р.О. в этой должности противоречит закону.
Поскольку единственным способом устранения нарушения законодательства является прекращение трудового договора и освобождение от занимаемой должности, то суд обоснованно возложил данную обязанность на администрацию сельского поселения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО СП "Сельсовет Тохотинский" АМ и его заместителя Р.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.