Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П. Середы Л.И.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 02 сентября 2014 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитиной Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Анташева Т.Е. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.1-5).
В обоснование требований указала, что решением начальника Пенсионного фонда от 28 апреля 2014 г. "N" ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитан период её работы с 01 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в качестве учителя русского языка и литературы в Государственном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении Республики Мордовия "Республиканский лицей-Центр для одарённых детей", поскольку наименование учреждения "Лицей-центр" не поименовано Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. С данным решением она не согласна, поскольку занимала и занимает должность, связанную с педагогической деятельностью по работе с детьми в государственных и муниципальных учреждениях образования, имеет для этого необходимый специальный стаж 25 лет.
Просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 28 апреля 2014 г. в части отказа во включении ей в специальный стаж периода работы с 01 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в качестве учителя русского языка и литературы в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей-Центр для одарённых детей", обязать ответчика включить указанный период работы в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 09 апреля 2014 г., а также взыскать с ответчика в её пользу госпошлину в сумме 200 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2014 г. исковые требования Анташевой Т.Е. удовлетворены (л.д.121-125).
В апелляционной жалобе заместитель начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитина Н.В. просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение по делу. Считала, что в специальный стаж истицы не может быть засчитан спорный период в должности учителя русского языка и литературы в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей-Центр для одарённых детей", поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Полагала, что указанный Список не лишает ее права на пенсионное обеспечение на общих основаниях (л.д.127-128).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копыловой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Анташевой Т.Е. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил механизм его реализации и закрепил правовые основания назначения пенсий, их размеры, правила подсчета трудового стажа, особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 09 апреля 2014 г. истица Анташева Т.Е. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.56-59).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 28 апреля 2014 г. ей отказано в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Указано, что требуется 25 лет, имеется 22 года 6 месяцев 18 дней (л.д.7).
В специальный стаж не засчитан период с 01 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя русского языка и литературы в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей-Центр для одарённых детей", так как наименование учреждения Списком должностей и учреждений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрено.
Суд правомерно признал данное решение пенсионного фонда в части отказа во включении истице в специальный стаж периодов работы незаконным и отменил его. При этом суд правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Досрочные трудовые пенсии по старости педагогическим работникам назначаются на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившим в силу 01 января 2002 г.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173 - ФЗ пенсия по старости досрочно назначается лицам (независимо от их возраста), осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены: "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей" и "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей".
В указанном Списке в наименовании "должности" пунктом 1 предусмотрены должности учителя, преподавателя. Пунктом 1.1, в наименовании "учреждения", предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе лицеи.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения и организации создаются в любой форме предусмотренной законом, вследствие чего работа в Государственном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей", исходя из задач и выполняемой деятельности, является организацией, связанной с педагогической деятельностью и образованием детей.
Определяя характер работы истицы по оспариваемому периоду, судом полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства, представленные сторонами.
В частности, трудовой книжкой, выданной на имя Анташевой Т.Е., выпиской из приказа ГБНО Республики Мордовия "Республиканский лицей для одарённых детей" от 01 сентября 2011 г. "N", справкой указанного учреждения от 16 мая 2014 г. "N" подтверждается, что истица с 01 сентября 2011 г. по настоящее время работает в должности учителя русского языка и литературы в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей - Центр для одарённых детей", (л.д. 9, 13, 44).
Согласно выпискам из приказов "N" от 01 сентября 2011 г., "N" от 01 сентября 2012 г., "N" от 02 сентября 2013 г., педагогическая нагрузка Анташевой Т.Е. за 2011-2012 г.г. составила 23 часа в неделю, за 2012-2013 г.г. - 22 часа в неделю, за 2013- 2014 г.г.- 21 час в неделю, соответственно (л.д. 10, 11, 12).
Из карточек сотрудника за сентябрь 2011 г. - февраль 2014 г., за март-апрель 2014 г. следует, что Анташевой Т.Е. за работу в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей- Центр для одарённых детей" начислялась заработная плата (л.д. 14, 15).
Согласно данным из Устава Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Республики Мордовия "Республиканский лицей- Центр для одаренных детей", оно является государственным образовательным учреждением, было создано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия N 227-Р от 11 мая 2010 г., впервые зарегистрировано 20 августа 2010 г. Межрайонной Инспекцией ФНС N1 по Республике Мордовия. Учреждение является республиканским образовательным учреждением и находится в ведении Министерства образования Республики Мордовия (л.д.17-32).
В соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истицей Анташевой Т.Е. подтверждено условие, что её работа была связана непосредственно с образовательным (воспитательным) процессом.
Ответчиком же, напротив, не представлено каких-либо новых доказательств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии предусмотренных пенсионным законодательством оснований для включения оспариваемого периода работы истицы в льготный стаж судебная коллегия находит несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
К тому же доводы, изложенные в жалобе, аналогичны доводам, которые проверялись судом первой инстанции и которым дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного судебная коллегия делает вывод о том, что суд первой инстанции правомерно включил истице в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, период её работы с 01 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя русского языка и литературы в ГБНОУ Республики Мордовия "Республиканский лицей-Центр для одарённых детей".
Судом первой инстанции установлены все юридически значимые для дела обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Никитиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.