Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Пономаревой А.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 9 июня 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики
на решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2014 года,
которым исковые требования В.Т.М. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены.
Обязано Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить В.Т.М. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям г. Глазова Удмуртской Республики, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в доме капитального типа, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м и не более 36 кв.м, в черте г. Глазова Удмуртской Республики, по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Т.М. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения по договору найма.
Требования мотивировал тем, что относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности либо в пользовании по договору социального найма жилья не имеет. 6 декабря 2011 года Администрацией МО "Балезинский район" поставлен на учет нуждающихся в получении жилья как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Глазове Удмуртской Республики площадью не менее 18 кв.м и не более 36 кв.м, исходя из того, что он проживает в городе Глазове, работает на Глазовской птицефабрике.
В судебном заседании В.Т.М. уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что ни в собственности, ни по договору социального найма жилья не имеет, зарегистрирован по по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", фактически проживает в городе Глазове.
Ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики в суд своего представителя не направило, представив письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Согласно письменному отзыву Министерство иск не признало, указывая на то, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с сформированным списком лиц, указанной категории, при этом действующее законодательство не содержит срока, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Также указано на то, что ранее специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовал, в настоящее время, такой жилой фонд находится в стадии формирования.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства Администрации МО "Балезинский район" - К.М.С. не возражала против удовлетворения иска В.Т.М.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерством образования и науки Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции при разрешении спора не было учтено то обстоятельство, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта РФ, то есть в порядке очередности. При этом законом не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав других лиц указанной категории, состоящих в указанном списке. Также указывает, что специализированный жилищный фонд для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находится в стадии формирования.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, В.Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2002 года, его мать В.Р.Е. лишена родительских прав.
Отец В.М.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
9 ноября 2011 года В.Т.М. обратился в Администрацию МО "Балезинский район" с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно сведениям Администрации МО "Юдинское", Администрации МО "Балезинский район", Управления Росреестра по Удмуртской Республике, В.Т.М. в собственности жилых помещений не имеет.
Постановлением Администрации МО "Балезинский район" от 6 декабря 2011 года N, в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 5 декабря 2011 года N, В.Т.М. поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке о составе семьи, В.Т.М. значится зарегистрированным по адресу: "адрес", площадью 24,1 кв.м. Квартира принадлежит на праве собственности Я.В.С. (муж сестры). В квартире также значатся зарегистрированными: Я.Т.С., Я.А.М., Я.К.В.
Министерством образования и науки Удмуртской Республики В.Т.М. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 671.
В июне 2012 года В.Т.М. окончил ФГБОУ ВПО "Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова". С 5 июля 2012 года по 5 июля 2013 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Согласно трудовой книжке, с 21 августа 2013 года В.Т.М. работает в ООО " У" (г. Глазов).
До настоящего времени В.Т.М. жилым помещением не обеспечен.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования В.Т.М., суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения как ребенок-сирота, принял для этого все необходимые меры, право его не реализовано, после окончания образовательного учреждения и военной службы ответчик в добровольном порядке жилое помещение ему не предоставил в связи с чем, В.Т.М. подлежит обеспечению жильем на основании решения суда.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, поскольку в соответствии со ст.8 ФЗ от 2 декабря 1996 года (в редакции от 2 июля 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом Удмуртской республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.
По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том что предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда УР истцу вне зависимости от его очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, а также, что законом УР не установлен срок в течение которого должно предоставлено жилое помещение являются несостоятельными. Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста установленного законом либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что специализированный жилищный фонд в Удмуртской Республики только формируется, не является основание для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Материалами дела установлено, что В.Т.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, собственником, либо нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения не является, в установленном законом порядке по достижении им возраста 18 лет, а также после окончания образовательного учреждения и прохождения военной службы, но до достижения им 23-летнего возраста, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, в 2011 году был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья, в 2013 года включен в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако, соответствующее решение об обеспечении его жильем Министерством образования и науки Удмуртской Республики не принято, жилое помещение В.Т.М. не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что В.Т.М. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., но не более 36 кв.м. Поскольку В.Т.М. после окончания образовательного учреждения осуществляет трудовую деятельность в г. Глазове, он имеет право на получение жилого помещения в указанном населенном пункте.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с правильным применение норм материального права и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона и не могут явиться основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна.
Председательствующий: Солоняк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.