Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи
Копотева И.Л.,
судей
Дубовцева Д.Н., Костенковой С.П.,
при секретаре
Мориловой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 16 июня 2014 года гражданское дело по иску Никифоровой Л. Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в "адрес" Удмуртской Республики о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в "адрес" Удмуртской Республики на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Никифоровой Л.Г. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Удмуртской Республики включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Никифоровой Л.Г. как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры Кизнерского детского сада N1;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Удмуртской Республики назначить Никифоровой Л.Г. досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", со дня обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ".
Заслушав доклад судьи Костенковой С.П., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в "адрес" Удмуртской Республики Хурамшиной Л.А. по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 1 год), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда первой инстанции отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никифорова Л.Г. (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в "адрес" Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ РФ в "адрес", ответчик) с требованиями(с учетом их изменения в ходе рассмотрения дела) о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры Кизнерского детского сада N1, а также периодов прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - спорные периоды работы), и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения к ответчику.
Свои требования истец мотивировала тем, что работает медицинской сестрой в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения и иных организациях "адрес" Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как лицу, осуществляющему не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. Однако, в назначении данного вида пенсии ей было отказано за недостаточностью трудового стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии. Ответчиком отказано во включении в специальный трудовой стаж спорных периодов работы истца, признан специальный стаж 24 года 2 месяца 10 дней. Указанный отказ она считает незаконным, что послужило поводом для обращения в суд.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Плотникова Л.Л. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что спорные периоды работы истца не могут быть включены в специальный трудовой стаж, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выразившихся во включении периода работы истца в должности старшей медицинской сестры в детском саду в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Суммируя периоды работы истца по первому варианту расчета, произведенному Управлением, и период работы в должности старшей медицинской сестры в детском саду, суд необоснованно расширил права истца за работы до 01.10.1993 года и произвел расчет ее стажа в порядке, не предусмотренном Перечнем и Положением от 17.12.1959 года N 1397.
Судебной коллегией в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ работала в должностях среднего медицинского персонала в различных учреждениях "адрес" Удмуртской Республики, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры Кизнерского детского сада N1.
Истец находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную деятельность.
Решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, недостаточно. Расчет стажа лечебной деятельности истца был произведен ответчиком по двум вариантам.
По первому варианту стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости рассчитан в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в него не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры Кизнерского детского сада N 1. По данному варианту расчета стаж, дающий на досрочное пенсионное обеспечение составил 24 года 2 месяца 10 дней.
Второй вариант расчета произведен ответчиком с учетом применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397. В соответствии с данным расчетом в льготный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры Кизнерского детского сада N 1 засчитан календарно, поскольку смешанный стаж работы(город+село) у истца отсутствовал. По данному варианту стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 24 года 4 месяца 0 дней.
В обоих вариантах расчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик не зачел периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Признавая незаконным отказ ответчика в назначении истцу пенсии по старости досрочно, суд первой инстанции исходил из того, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы и обязательным условием выполнения работы, следовательно, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Период работы истца в должности старшей медицинской сестры в детском саду, имел место до ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
Ответчиком оспаривается решение суда в части включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы истца в должности старшей медицинской сестры в детском саду.
Доводы жалобы ответчика о незаконности решения суда в указанной части являются обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Вместе с тем до 1 октября 1993 г. на территории РФ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее - Постановление N 1397).
Согласно данному документу все медицинские сестры, работавшие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, независимо от занимаемой должности имели право на получение пенсии по выслуге лет.
Обращаясь в суд и оспаривая законность действий ответчика по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии, истец фактически оспаривает расчет льготного стажа, произведенный истцом по первому варианту, в который спорный период ее работы медицинской сестрой в детском саду не был включен, а оценка пенсионных прав истца за период до 01.10.1993 года была произведена с учетом применения Списка от 06.09.1991 года N 464.
Удовлетворяя указанные требования истца, суд первой инстанции не учел, что действовавшее и действующее пенсионное законодательство не предусматривало и не предусматривает возможность применения разных способов правового регулирования к одному и тому же периоду работы при определении права на пенсию и при подсчете стажа.
Из материалов дела следует, что при первом варианте расчета стажа, оценка пенсионных прав истца до 1.10.1993 года, ответчиком произведена в соответствии со Списком от 6.09.1991 года N 464, в котором периоды работы с 20.10.1990 года по 31.10.1999 года в сельской местности засчитаны как 1 год работы за 1 год 3 месяца, что не предусмотрено Постановлением N 1397. Действия ответчика по применению за указанный период Списка от 06.09.1991 года N 464 истцом не оспариваются, что свидетельствует о том, что истец выразил волеизъявление на применение одного из утративших силу нормативных актов, а именно - Списка от 6.09.1991 года N 464, что исключает возможность применения к тому же временному периоду Постановления N 1397.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы истца в должности медицинской сестры в детском саду, законным и обоснованным признать нельзя.
По первому варианту расчета ответчика, стаж, дающий на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составляет 24 года 2 месяца 10 дней. Таким образом, даже с учетом включения в стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у истца на день ее обращения к ответчику отсутствовал необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и права на указанную пенсию у истца не имелось. В связи с чем, законных оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ у суда первой инстанции не имелось.
В связи с изложенным выше, решение суда в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истца в должности старшей медицинской сестры Кизнерского детского сада N 1, и обязанности назначить досрочную трудовую пенсию истцу по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отменить, является незаконным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2014 года в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истца в должности старшей медицинской сестры Кизнерского детского сада N 1, и обязанности назначить досрочную трудовую пенсию истцу по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Никифоровой Л. Г. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в "адрес" Удмуртской Республики обязанности по включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Никифоровой Л. Г. периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры Кизнерского детского сада N 1, и возложении обязанности по назначению Никифоровой Л. Г. досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в "адрес" Удмуртской Республики - удовлетворить.
Председательствующий И.Л. Копотев
Судьи Д.Н. Дубовцев
С.П. Костенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.