Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозиной А.А.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 06 августа 2014 года гражданское дело по апелляционному представлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора на решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 мая 2014 года, которым
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре Удмуртской Республики в удовлетворении иска к Общественной организации " "данные изъяты" общество охотников и рыболовов Балезинского района" о понуждении провести внутрихозяйственное охотустройство путем разработки и утверждения схемы использования и охраны охотничьих угодий, предусмотренной статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., выслушав объяснения представителя Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О.А., поддержавшей доводы представления прокурора, объяснения представителя Управления охраны фауны Удмуртской Республик по доверенности Останина А.А., полагавшего представление необоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Общественной организации " "данные изъяты" общество охотников и рыболовов Балезинского района" (далее - ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района") о признании деятельности незаконной и возложении обязанности проведения внутрихозяйственного охотустройства на территории закреплённых охотничьих угодий. В обоснование указал, что ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" осуществляет пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии, выданной Управлением Россельхознадзора по УР ДД.ММ.ГГГГ. сроком на 25 лет, и договора N от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Действующим законодательством об охоте на пользователей объектами животного мира возложена обязанность по проведению внутрихозяйственного охотустройства, предусматривающего комплекс мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. Соответствующая обязанность проводить охотустройство охотугодий не реже 1 раза в 10 лет (первое не позднее 2010г.) предусмотрена и в п.2.1 заключенного с ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" договора от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований закона внутрихозяйственное охотустройство на территории закрепленных за ответчиком охотничьих угодий им не проведено со ссылкой на отсутствие денежных средств и нестабильность законодательства об охоте, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Поэтому истец просил признать деятельность ответчика в отсутствие схемы использования и охраны охотничьих угодий противоречащей пп. "г" п.2.1 договора N от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, требованиям абз.3, 4 ст.35, ст.40 ФЗ "О животном мире", ч.1 ст.39 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в целях устранения допущенных нарушений обязать ответчика провести в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внутрихозяйственное охотустройство путём разработки и утверждения схемы использования и охраны закреплённых за ним охотничьих угодий.
В судебном заседании представитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцова О.А. данные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" К исковые требования не признал. Полагает, что согласно действующего законодательства осуществление внутрихозяйственного охотустройства обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения. Такое охотхозяйственное соглашение с ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" не заключалось, ответчик осуществляет свою деятельность на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром и договора. Поэтому у него отсутствует обязанность по проведению внутрихозяйственного охотустройства на закрепленных за ним охотничьих угодьях. Кроме того, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. из договора N от ДД.ММ.ГГГГ. исключен пункт об обязанности ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" проводить охотустройство. Общество не нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, поскольку осуществляет все необходимые мероприятия по сохранению, воспроизводству и охране животного мира и среды их обитания.
Представитель Управления охраны фауны Удмуртской Республики О иск полагал необоснованным, ссылаясь на отсутствие у ответчика в силу закона обязанности проводить внутрихозяйственное охотустройство.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о неправильном толковании и применении судом норм материального права. Указывает на наличие у ответчика в рамках действующего законодательства обязанности проведения внутрихозяйственного охотоустройства на закрепленных охотничьих угодьях.
В возражениях на апелляционное представление Управление охраны фауны Удмуртской Республики приводит доводы о законности и обоснованности принятого судом решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы представления прокурора, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" прибрело право пользования объектами животного мира с разрешенным видом использования - охота на основании долгосрочной лицензии, выданной Управлением Россельхлзнадзора по Удмуртской Республике, от ДД.ММ.ГГГГ. серия "данные изъяты" N со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и заключенного с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики договора N от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В целях реализации указанных полномочий распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. N ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" предоставлена территория Сергинского охотничьего хозяйства Балезинского района площадью "данные изъяты" тыс. га в бывших границах "данные изъяты" и "данные изъяты" охотничьих хозяйств (согласно Постановлению Совета Министров Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ. N).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. N "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" в Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. N внесены изменения - уточнены границы и площадь предоставленных ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" охотничьих угодий, которая составила "данные изъяты" тыс.га.
Дополнительным соглашением сторон N от ДД.ММ.ГГГГ. к договору N от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, из договора исключен подп. "г" пункта 2.1, которым предусматривалась обязанность ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" как пользователя охотугодьями производить охотустройство охотугодий не реже 1 раза в 10 лет ( первое не позднее 2010 года)
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что на ответчика не может быть возложена обязанность по проведению внутрихозяйственного охотустройства путем разработки и утверждения схемы использования и охраны охотничьих угодий, поскольку эта обязанность не содержится в договоре и не была предусмотрена законом в момент выдачи лицензии. Анализируя действующее законодательство, суд пришел к выводу, что проведение внутрихозяйственного охотустройства возлагается только на лиц, с которым заключены охотхозяйственные соглашения и которые являются арендаторами предоставленных им земельных участок. Поскольку ответчик к таковым не относится, т.к. осуществляет пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии и договора, требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем эти выводы суда основаны на неправильном токовании и применении норм действующего законодательства.
В силу ст.33 Федерального закона от 24.04.1995 N52-ФЗ "О животном мире" объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009г. N209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.04.2010г.) (далее - ФЗ "Об охоте ... ") в соответствии с абз.2 ст.33 ФЗ "О животном мире" (в редакции от 17.03.2009г.) права владения и пользования объектами животного мира у пользователей возникали на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Содержание и порядок выдачи указанных долгосрочных лицензий были определены статьями 37, 38 названного Федерального закона.
С принятием ФЗ "Об охоте ... " с 01.04.2010г. положения ст.37, 38 ФЗ "О животном мире", предусматривавшие выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, утратили силу.
Данным Федеральным законом "Об охоте.." был изменен порядок реализации прав в сфере пользования объектами животного мира.
Так, в соответствии со ст.27 названного Федерального закона в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство предусмотрено заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя охотхозяйственных соглашений сроком от 20 до 49 лет, заключаемых органами исполнительной власти субъекта РФ с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 на стоящего Федерального закона.
Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 ФЗ "Об охоте ... " понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного ФЗ.
При этот в силу п.6 ч.4 ст.ФЗ "Об охоте ... " охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе, обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Согласно п.10 ст.39 ФЗ "Об охоте ... " осуществление физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предполагает обязательное проведение ими внутрихозяйственного охотустройства.
В соответствии с п.12 ст.39 названного Федерального закона документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья.
Приказом Минприроды России от 23.12.2010г. N559 утвержден "Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства".
Таким образом, в силу частей 12, 13 ФЗ "Об охоте ... ", пунктов 2, 3 "Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" мероприятия по внутрихозяйственному охотустройству выполняется пользователями объектов животного мира в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направлены на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Действовавшие до принятия ФЗ "Об охоте.." нормы, определяющие порядок пользования охотничьими угодьями, также предусматривали обязательное осуществление субъектами данных правоотношений мероприятий по внутрихозяйственному охотустройству.
Так, в силу абз.3 п.6 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 10.10.1960г. N1548 порядок охотничьего устройства, отвода охотничьих угодий, условия, на которых угодья закрепляются за организациями, устанавливливался Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.
В рамках реализации указанных полномочий приказом Главохоты РСФСР от 18.07.1975г. N305 была утверждена Инструкция о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР, в п.16 которой предусматривалось, что обязательным условием закрепления охотничьих угодий в целях организации и ведения промысловых и охотничьих хозяйств является их последующее внутрихозяйственное охотустройство, которое проводится не позднее чем в первые 5 лет с момента организации хозяйства.
Принимая Федеральный закон "Об охоте", предусматривающий иной порядок возникновения права пользования объектами животного мира юридически лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключаемым с ними по результатам аукциона охотхозяйственным соглашением, законодатель в пунктах 1, 2 статьи 71 названного Федерального закона предусмотрел, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению.
Одновременно пунктом 3 статьи 71 ФЗ "Об охоте ... " предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Совокупный анализ указанных положений закона позволяет заключить, что наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а только предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, а именно, позволяет заключить указанное охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона. Соответственно указанные лица, реализуя полномочия пользования объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии и договора о предоставлении территории и акватории, несут те же обязанности, что и лица, получившие эти полномочия на основании охотхозяйственного соглашении, заключенного в соответствии с положениями ст. 27 ФЗ "Об охоте ... ".
Таким образом, в силу закона ответчик, осуществляя деятельность по ведению охотничьего хозяйства, обязан проводить внутрихозяйственное охотустройство. Данная обязанность ответчиком не исполняется, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. При указанных обстоятельствах осуществление ОО " "данные изъяты" ООиР Балезинского района" предусмотренных долгосрочной лицензией видов деятельности в отсутствие схемы использования и охраны охотничьих угодий, являющейся документом внутрихозяйственного охотустройства, не может быть признано законным. Требования прокурора в рамках заявленного предмета и оснований подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного решение суда как постановленное при неправильном толковании и применении норм материального права в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 мая 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить. Признать деятельность Общественной организации " "данные изъяты" общество охотников и рыболовов Балезинского района" в отсутствие схемы использования и охраны охотничьих угодий незаконной, обязав Общественную организацию " "данные изъяты" общество охотников и рыболовов Балезинского района" провести внутрихозяйственное охотустройство путем разработки и утверждения схемы использования и охраны закрепленных за ней охотничьих угодий в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное представление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.