Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Булгаковой М.В., Кудряшова В.К.
при секретаре Волженцевой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2014 года по делу по иску Мошкарова Ю.С. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области", Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" Султангалеевой А.Б., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Стасову Л.О., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мошкаров Ю.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что 07.09.2012г. ему было вручено извещение, согласно которому ему на состав семьи в количестве 3 человек было распределено жилое помещение. Поскольку площадь жилого помещения превышала норму предоставления, ему было предложено компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации в размере *** руб. Указанные денежные средства истец перечислил на счет ответчика, после чего с ним был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) . В настоящее время ему стало известно, что доплата за распределение жилого помещения по договору социального найма не основана на законе, в связи с чем обратился в суд. Просил суд взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" в пользу истца неосновательное обогащение в размере *** руб., а также расходы по переводу денежных средств в размере *** руб.; взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере *** руб., расходы по оплате услуг представителя в размере *** руб., расходы по составлению нотариальной доверенности в размере *** рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, в порядке ст. 40 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Стасова Л.О., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Черныш О.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Истец Мошкаров Ю.С., представители ответчиков ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области", Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Решением суда иск Мошкарова Ю.С. удовлетворен частично. Суд взыскал с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" в пользу Мошкарова Ю.С. сумму неосновательного обогащения в размере *** рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме *** рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей и расходы за составление нотариальной доверенности в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" просят решение суда отменить, указывают, что являются ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на жалобу истец полагает решение суда законным, и просит оставить его без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 07.09.2012г. Мошкаров Ю.С. получил извещение о распределении жилого помещения N от 06.09.2012г. ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (Территориальный отдел в г. Оренбург). Мошкарову Ю.С. на состав семьи в количестве 3 человек с нормой предоставления жилого помещения до 63,00 кв.м., распределено жилое помещение в виде: отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 69,00 кв.м., на 15 этаже. (Превышение на 6,00 кв.м. общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения) по адресу: г. Оренбург, ул. Липовая, д. 21/3, кв. 68. При этом Мошкарову Ю.С. было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.01.2010г. N 45 в размере 26.800,00 рублей - общая сумма компенсации составляет: 26.800,00*6,00=160.800,00 рублей.
Истцом были перечислены на счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" денежные средства в размере *** рублей, что подтверждается чеком-ордером от 09.09.2012г. Также банком с него была удержана комиссия *** рублей.
08 сентября 2012 г. с истцом был заключен договор социального найма N 4/321. Из которого видно, что он заключен 4 отделом ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (Наймодатель) с Мошкаровым Ю.С. (Наниматель) о передаче наймодателем нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, изолированного жилого помещения, находящегося в государственной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 69,00 кв.м. по адресу: (адрес) для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: М.Е. (супруга) и М.А. (сын).
В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абз. 3 и 12 п. 1, п. 13 и абз. 1 п. 14 названной статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с данным Федеральным законом, указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 названного Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 вышеназванного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450 (ДСП) утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения.
Однако, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства Российской Федерации не наделяют Министра обороны Российской Федерации правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета, т.е. без какой-либо доплаты с их стороны.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма является безвозмездным.
Приказ Министра обороны РФ N 1450 (ДСП) не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован для всеобщего ознакомления и в соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763 не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений.
Согласно приказа Министра обороны РФ N 1154 от 28 апреля 2012 года Приказ Министра обороны РФ N 1450 (ДСП) признан утратившим силу, т.е. на момент предоставления Мошкарову Ю.С. 6 сентября 2012г. жилой площади, указанный Приказ утратил силу, и, следовательно, законных оснований для обязания истца оплатить 6 кв.м. жилой площади превышающей установленную норму не имелось.
Утвержденные Постановлением Правительства РФ N 942 от 24.10.2013г. Правила оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку вступили в силу с 6 ноября 2013г.
В силу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствие со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Ответчиками не представлено суду доказательств, обосновывающих законность взимания денежных средств с истца.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставление истцу по договору социального найма жилого помещения за дополнительную плату, является незаконным. Денежные средства, полученные ответчиком ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области", подлежат возврату истцу как неосновательное обогащение, в связи с чем суд правильно удовлетворил исковые требования истца.
С доводом жалобы, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" является ненадлежащим ответчиком по иску нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 20.09.2010 года N 1144 и от 23.09.2010 года N 1266 финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации.
Согласно Приказу заместителя Министра обороны РФ N 14 от 6.07.2012г. ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" является администратором доходов федерального бюджета в Оренбургской области.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что денежные средства от истца в сумме *** руб. были получены ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области". Доказательств, что данные денежные средства были перечислены в бюджет, в судебное заседание не представлено.
При таких обстоятельств ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" является надлежащим ответчиком по делу.
То что, истец дал согласие на предоставление жилого помещения с компенсацией затрат Федерального бюджета РФ за счет собственных средств, не является основанием для отмены решения суда, поскольку законных оснований для обязания истца произвести оплату не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.