ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
г. Волгоград Дело N 3-68/2010
Решение
в составе председательствующего судьи: Кубасова И. Г.
при секретаре: Поповой Л. Н.
с участием прокурора: Коваленко О. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2010 года заявление заместителя Волжского межрайонного природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 3 пункта 2 Приказа Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области от 12.07.2010 N 363-04 (в редакции Приказа Волгоградохотрыбхоза от 28.10.2010 N 552-02) "О создании комиссии по рассмотрению заявлений на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области",
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Волжского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению пункт 2 Приказа Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области от 12.07.2010 N 363-04 "О создании комиссии по рассмотрению заявлений на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области", в части утверждения формы договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на рыбохозяйственных водоёмах Волгоградской области.
В обоснование заявления прокурор указал, что Управление охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, утверждая в абзаце 3 пункта 2 Приказа форму договора пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на рыбохозяйственных водоёмах Волгоградской области, вышло за пределы своих полномочий, поскольку существует утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации форма договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства, и общий допустимый улов которых не устанавливается (Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года N 643).
Кроме того, в части 5 ст. 33.4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" прямо указано на то, что порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, форма примерного договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а не органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представители Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области Сигаев А. П. и Орлов С. В., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения заявления возражали, пояснив, что в соответствии с действующим федеральным законодательством орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделён правом заключать с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства.
Оспариваемый в части Приказ Волгоградохотрыбхоза направлен на реализацию соответствующих полномочий Волгоградской области по охране водных биоресурсов. Кроме того, отдельные положения утвержденной Приказом формы договора идентичны форме примерного договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, установленной Правительством Российской Федерации, и, таким образом, какие-либо противоречия оспариваемой прокурором нормы федеральному законодательству отсутствуют.
Выслушав объяснения представителя Волжского межрайонного природоохранного прокурора - прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Коваленко О. С., подержавшей доводы заявления в полном объеме, представителей Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области Сигаева А. П. и Орлова С. В., возражавших против удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу статей 10, 11 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Части 5 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.
При рассмотрении дела судом было установлено, что 12.07.2010 года Управлением охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области был издан Приказ N 363-04 "О создании комиссии по рассмотрению заявлений на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области". Приказ опубликован в издании "Волгоградская правда", N 131, 21.07.2010 и в настоящее время действует в редакции приказа Волгоградохотрыбхоза от 28.10.2010 N 552-02.
Абзацем 3 пункта 2 Приказа была утверждена прилагаемая форма договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается на рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области (приложение 2).
Вместе с тем утверждение формы такого договора органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Волгоградохотрыбхоз) является вторжением в компетенцию федеральных органов власти.
Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 настоящего Федерального закона (договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства).
Из содержания статей 33.3 и 33.4 следует, что сторонами названных договоров являются орган государственной власти и юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка и договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, форма соответствующих примерных договоров, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 643, принятым в соответствии с частью 5 статьи 33.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается и форма примерного договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что правоотношения в области рыболовства, осуществляемого в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, урегулированы федеральным законодательством, поэтому принятие Управлением охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области приказа в части утверждения формы договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается на рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области, выходит за пределы его полномочий в качестве органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
При таких обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы представителей Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области о том, что текстовое содержание формы договора, установленной Приказом Волгоградохотрыбхоза, в большей части идентично тексту формы примерного договора, утвержденного Правительством РФ, являются несостоятельными, поскольку форма примерного договора пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, устанавливаются Правительством Российской Федерации, о чем непосредственно указано в части 5 статьи 33.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе осуществлять по данному вопросу собственное правовое регулирование.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя Волжского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Признать абзац 3 пункта 2 Приказа Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области от 12.07.2010 N 363-04 (в редакции Приказа Волгоградохотрыбхоза от 28.10.2010 N 552-02) "О создании комиссии по рассмотрению заявлений на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в размере 3000 рублей.
Обязать редакцию газеты "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу опубликовать сведения о принятом судебном акте.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с подачей жалобы через Волгоградский областной суд.
Судья И. Г. Кубасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.