Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Венедиктовой Е.А., Белоногого А.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
с участием прокурора
Тимуш А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 сентября 2014 года гражданское дело N 2-5533/2014 по апелляционному представлению прокурора Кировского района Санкт-Петербурга, апелляционной жалобе Курочкина Дмитрия Владимировича на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2014 года по заявлению Вотинцева Игоря Александровича об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Морские ворота о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., объяснения представителей заявителя - Давыдова А.В., Бадалова Р.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя заинтересованного лица Курочкина Д.В. - Потапова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Морские ворота - Шияна А.Н., полагавшей решение не подлежащим отмене, объяснения прокурора Тимуш А.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Вотинцев И.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота по многомандатному избирательному округу N 90, обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением в защиту своих избирательных прав, в котором просил признать незаконным и отменить решение ИКМО Морские ворота от 16 июля 2014 года N 7-11 о регистрации Курочкина Д.В. кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота по многомандатному избирательному округу N 90, как нарушающее его избирательные права, поскольку данное решение ставит кандидатов в депутаты в неравные условия при участии в выборах.
В обоснование своих требований Вотинцев И.А. ссылался на то, что регистрация данного кандидата произведена с нарушениями действующего законодательства, выразившимися в следующем: Курочкин Д.В. не принял на себя обязательство об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, в представленных документах Курочкин Д.В. неверно указал свой статус в политической партии, не указал в адресе своего жительства наименование субъекта Российской Федерации, в заявлении о согласии баллотироваться Курочкин Д.В. указал вид образования, не предусмотренный Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". При таких обстоятельствах заявитель полагает, что у ИКМО Морские ворота имелись предусмотренные законом основания для отказа Курочкину Д.В. в регистрации кандидатом в депутаты, но в нарушение требований закона ИКМО Морские ворота было принято иное решение.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2014 года постановлено: признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Морские ворота от 16 июля 2014 года N 7-11, в соответствии с которым Курочкин Дмитрий Владимирович зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота пятого созыва по избирательному округу N 90.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Курочкин Д.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционном представлении прокурор Кировского района Санкт-Петербурга также просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, полагая, что судом были допущены нарушения при применении норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 июля 2014 года ИКМО Морские ворота принято решение N 7-8 о регистрации Вотинцева И.А. кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по избирательному округу N 90.
Из материалов дела усматривается, что 07 июля 2014 года Курочкиным А.В. были представлены в ИКМО Морские ворота документы для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 90: заявление о согласии баллотироваться, в котором указано, что Курочкин Д.В. обязуется в пятидневный срок со дня извещения об избрании представить в ИКМО МО МО Морские ворота копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом кандидата в депутаты, кроме того, указана принадлежность Курочкина Д.В. к ВПП "Единая Россия", имеется ссылка на то, что он является заместителем секретаря местного отделения партии, указано, что Курочкин Д.В. имеет профессиональное образование - бакалавр техники и технологии. Также кандидатом представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, решение регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата, из содержания которого усматривается, что на XXV конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" было принято решение о выдвижении кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота по многомандатному избирательному округу N 90 Курочкина Д.В.
08 июля 2014 года в дополнение к ранее поданным документам кандидатом Курочкиным Д.В. в ИКМО были представлены: первый финансовый отчет кандидата, выписка из лицевого счета по вкладу.
Судом установлено, что 16 июля 2014 года ИКМО Морские ворота принято решение N 7-11 о регистрации Курочкина Д.В., работающего в ОАО "Северное проектно-конструкторское бюро" начальником самостоятельного сектора внешнеэкономической деятельности, выдвинутого РО ВПП "Единая Россия", в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по избирательному округу N 90.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Так, в частности пункт "г" части 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" предусматривает, что основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Курочкиным Д.В. при подаче в ИКМО заявления о согласии баллотироваться не была соблюдена установленная законом форма данного заявления, поскольку в нем отсутствовало обязательство кандидата в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
При этом, судебная коллегия учитывает, что избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, в связи с чем искажение Курочкиным Д.В. формулировки обязательства, предусмотренной законом, относится к числу обстоятельств, свидетельствующих об оформлении кандидатом в депутаты документов с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, равно как и требований Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Кроме того, следует отметить, что Курочкин Д.В. указал в заявлении о согласии баллотироваться, что он является " ... ", МО МО Морские ворота, тогда как в справке, выданной Санкт-Петербургским РО ВПП "Единая Россия", указано, что Курочкин Д.В. имеет в указанной партии статус " ... " Таким образом, Курочкин Д.В. указал в заявлении о согласии баллотироваться недостоверные сведения о своем статусе в политической партии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление о согласии баллотироваться, представленное Курочкиным Д.В. в ИКМО Морские ворота, было оформлено с нарушением требований закона.
Вместе с тем, следует отметить, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о ненадлежащем оформлении Курочкиным Д.В. заявления о согласии баллотироваться в части неуказания субъекта Российской Федерации, в котором находится место жительства кандидата, поскольку, как усматривается из копии паспорта Курочкина Д.В., печать с данными об адресе регистрации заинтересованного лица также не содержит сведений о субъекте Российской Федерации, в котором находится этот адрес. Таким образом, руководствуясь положениями п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 1483-О от 03 июля 2014 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что адрес места жительства должен указываться в представляемых кандидатом в депутаты документах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие регистрации у гражданина по месту жительства, а именно: в паспорте гражданина Российской Федерации.
По аналогичным основаниям судебная коллегия полагает правильным вывод районного суда о необходимости отклонения доводов заявителя о том, что Курочкин Д.В. указал в заявлении о согласии баллотироваться наименование профессионального образования, не предусмотренного Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации", поскольку заинтересованным лицом указано наименование профессионального образования, отраженное в его дипломе о высшем профессиональном образовании, выданном ВУЗом.
Частью 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Из документов, представленных в материалы дела, с достоверностью усматривается, что Курочкин Д.В. не был извещен ИКМО в установленном законом порядке и сроке о наличии каких-либо недостатков в поданных им документах, более того, указанные выше недостатки не были выявлены до момента проведения заседания ИКМО, на котором решался вопрос о регистрации данного кандидата в качестве депутата.
Данное нарушение повлекло невозможность для Курочкина Д.В. устранить выявленные нарушения, которые он мог и желал устранить.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что избирательная комиссия муниципального образования не выполнила возложенные на нее законом обязанности по своевременному доведению указанных сведений до кандидата, что привело к нарушению избирательных прав последнего.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что заинтересованным лицом при представлении документов в ИКМО были нарушены требования закона в части оформления документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в связи с чем решение ИКМО о его регистрации не может быть признано законным и подлежит отмене, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ИКМО Морские ворота надлежит обязать принять от Курочкина Д.В. недостающие документы и повторно рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 90.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно сделан вывод о незаконности оспариваемого заявителем решения ИКМО, однако, необоснованно не принято во внимание то, что отмена данного решения ИКМО приведет к возникновению для Курочкина Д.В. препятствий в реализации его пассивного избирательного права при наличии надлежащего волеизъявления заинтересованного лица на реализацию данного права, в связи с чем данное право подлежит восстановлению путем предоставления ему возможности повторно подать документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2014 года о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Морские ворота о регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета оставить без изменения.
Дополнить резолютивную часть решения следующим указанием:
Обязать избирательную комиссию муниципального образования муниципального округа Морские ворота принять от Курочкина Дмитрия Владимировича по 02 сентября 2014 года недостающие документы и повторно рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 90.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.