Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Смирнова Е.А., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Ткач И.И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Никифорова А.В. по доверенности Никифоровой С.В. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никифоров А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования город-курорт Геленджик. В обоснование требований указал, что в апреле 2014 г. он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду второй группы, земельного участка в садоводческом товариществе " ... " либо ином садоводческом товариществе г. Геленджика. Письмом первого заместителя главы муниципального образования г-к Геленджик от " ... " " ... " ему было отказано. Полагал действия органа местного самоуправления неправомерными, просил суд признать отказ недействительным, обязав администрацию МО город-курорт Геленджик восстановить его нарушенное право путем выделения земельного участка в садоводческом товариществе " ... "
В судебном заседании представитель Никифорова А.В. по доверенности Никифорова С.В. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации МО г-к Геленджик по доверенности Спирин К.Н. не признал заявленные требования, против их удовлетворения возражал.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 июня 2014 года в удовлетворении требований Никифорова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Никифорова А.В. по доверенности Никифорова С.В. просила решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 июня 2014 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконное, необоснованное, вынесено с нарушением норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как установлено судом первой инстанции, Никифоров А.В. является инвалидом 2 группы.
В ответ на обращение Никифорова А.В. о предоставлении земельного участка в садоводческом товариществе " ... " или ином садоводческом товариществе г. Геленджика как инвалиду, письмом первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик от " ... " " ... " заявителю было отказано. В обоснование указано, что в соответствии с нормами действующего законодательства решение о приеме граждан в члены садоводческих товариществ и выделении им садовых, огородных и дачных земельных участков в существующих садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принимается на общем собрании членов данных объединений. При этом администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик принимается решение об оформлении правовых документов на земельные участки при обращении членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ с соответствующими документами в орган местного самоуправления.
Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.
Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, городским судом правомерно учтены положения п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан", порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона.
В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено, что следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года.
Учитывая все установленные обстоятельства по делу, положения закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик от " ... " " ... " является правомерным.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Никифоровым А.В. требований.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Никифорова А.В. по доверенности Никифоровой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.