Решение Приморского краевого суда от 10 сентября 2014 г. по делу N 21-831/2014
Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности на решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 августа 2014 года по жалобе генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. на постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N N от 18 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N N от 18 апреля 2014 года генеральный директор ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, генеральный директор ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. обратился в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 августа 2014 года жалоба Мартыненко В.М. удовлетворена частично, постановление административного органа отменено, и производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Мартыненко В.М. - Карелиной Н.Б., прихожу к следующим выводам.
Частью 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15 мая 2013 года в результате документарной проверки ОАО "Приморавтотранс" выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора 15 мая 2013 года вынесено предписание N N об устранении выявленных нарушений сроком до 17 февраля 2014 года.
6 марта 2014 года при проведении внеплановой документарной проверки ОАО "Приморавтотранс" выявлено неисполнение требований вышеприведенного предписания, в связи с чем 24 марта 2014 года в отношении генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N N от 18 апреля 2014 года генеральный директор ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. признан виновным в неисполнении предписания N N от 15 мая 2013 года, его действия квалифицированы по части 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
Рассматривая жалобу генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. на постановление административного органа, судья районного суда пришел к выводу о незаконности обжалуемого постановления. При этом судья исходил из того, что обжалуемое постановление было вынесено должностным лицом за рамками установленного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Указанный вывод судьи является правильным, основанным на положениях административного законодательства РФ.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
По общему правилу, предусмотренному статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьёй, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Правильно применяя вышеуказанные положения закона и установив, что предписанием административного органа N N от 15 мая 2013 года был установлен срок для его исполнения до 17 февраля 2014 года, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что постановление о привлечении генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. к административной ответственности 18 апреля 2014 года вынесено по истечении установленного двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В свете изложенного доводы жалобы о том, что исчисление срока давности привлечения генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. к административной ответственности должно исчисляться с 18 февраля 2014 года, не могут быть приняты во внимание, как основанные на субъективном неправильном толковании норм процессуального права.
Статьёй 4.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в пункте 14 Постановления Пленума N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В силу предписания контролирующего органа Мартыненко В.М. был обязан устранить выявленные нарушения в срок до 17 февраля 2014 года (последний день 16 февраля 2014 года). Двухмесячный срок давности привлечения должностного лица к ответственности за неисполнение предписания начал течь с 17 февраля 2014 года. Последним днем привлечения к административной ответственности было 16 апреля 2014 года. Следовательно, привлечение лица к ответственности 18 апреля 2014 года обоснованно признано не соответствующим закону.
Учитывая изложенное, законных оснований для отмены судебного решения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 18 августа 2014 года по жалобе генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М. на постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N N от 18 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Мартыненко В.М., жалобу государственного инспектора Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.