Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Горбенко Т.Н.
судей Соловьевой О.В., Игошевой О.И.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Н.Д. к комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю об отмене решения и возложении обязанности по апелляционным жалобам истца и ответчика на решение Советского районного суда г. Владивостока от 14 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения представителя Коваленко Н.Д. - Ерошова А.С., представителя ответчика - Симанишиной А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коваленко Н.Д. обратился в суд с иском к начальнику ГУФСИН России по Приморскому краю, комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю об отмене решения комиссии и возложении обязанности, указав, что он проходил службу в ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю в должности оперативного дежурного дежурной части. 4 декабря 2013 года на основании приказа начальника ГУФСИН России по Приморскому краю N N от 3 декабря 2013 года он уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "Е" (по сокращению штатов) статьи 58 Положения о службе в ОВД РФ. На момент увольнения выслуга лет для назначения пенсии составляла в календарном исчислении - 16 лет 10 месяцев 00 дней, в льготном исчислении - 24 года 00 месяцев 02 дня. В период службы 13 мая 2013 года на имя начальника ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю подан рапорт о выделении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его и членов его семьи. В ответе от 15 мая 2013 года начальником ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю указано на то, что порядок и условия предоставления такой выплаты Правительством Российской Федерации не определены и после утверждения порядка и условий предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, он будет незамедлительно уведомлён о принятом решении. 5 декабря 2013 года им подано заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты в территориальную комиссию ГУФСИН России по Приморскому краю с приложением документов, указанных в пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года. Ответом N N от 25 декабря 2013 года ему было отказано в постановке на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на несоответствие условиям, определённым постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года. Полагает не законными действия начальника ГУФСИН России по Приморскому краю, комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю, связанные с отказом ему и членам его семьи в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нарушающими его право и членов его семьи на обеспечение жильём.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет требований, просил отменить решение и обязать комиссию ГУФСИН России по Приморскому краю направить в ФСИН России документы для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец на уточнённых исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом постановлено решение, которым признано незаконным и отменено решение заседания комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю N 2 от 24 декабря 2013 года об отказе Коваленко Н.Д. в направлении в ФСИН России документов для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На комиссию ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о направлении в ФСИН России документов Коваленко Н.Д. для решения вопроса о постановке либо отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе Коваленко Н.Д. указал, что он имеет право на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем просил решение суда изменить, указать о необходимости направления в ФСИН России его документов для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С решением суда не согласилось ГУФСИН России по Приморскому краю, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Полагает, что отсутствуют основания для принятия Коваленко Н.Д. на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в связи с тем, что он не был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы не состоял. На момент подачи заявления в комиссию истец не являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, уволен по сокращению штатов.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6).
Частью 7 названной статьи установлено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Правила предоставления такой выплаты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" от 24 апреля 2013 года.
Судом установлено, что приказом начальника ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю от 3 декабря 2013 года истец Коваленко Н.Д. уволен из уголовно-исполнительной системы в должности капитана внутренней службы ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю, находящегося в распоряжении, ранее замещавшего должность оперативного дежурного дежурной части ФКУ УК ГУФСИН России по Приморскому краю, по пункту "Е" ст.58 (по сокращению штатов), с 4 декабря 2013 года (л.д. 8).
На дату увольнения выслуга лет Коваленко Н.Д. в календарном исчислении для назначения пенсии составила 16 лет 10 месяцев 00 дней, в льготном исчислении - 24 года 00 месяцев 02 дня.
13 мая 2013 года Коваленко Н.Д. обратился с рапортом на имя начальника ФКУ УК ГУФСИН России о выделении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из ответа ФКУ УК ГУФСИН России от 15 мая 2013 года следует, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты Правительством Российской Федерации до указанного момента не определены.
5 декабря 2013 Коваленко Н.Д. повторно обратился с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии его на учёт в составе семьи 2 человека на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 12).
Из выписки из протокола N 2 от 24 декабря 2013 года следует, что комиссия ГУФСИН России по Приморскому краю пришла к выводу об отсутствии оснований для направления в ФСИН России документов для получения Коваленко Н.Д. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 16).
Основанием для отказа послужил тот факт, что Коваленко Н.Д. в списках очередников по месту службы в ФКУ Управление по конвоированию ГУФСИН России по Приморскому краю не состоял и не состоит, на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 по месту службы принят не был.
При рассмотрении настоящего иска, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку, и пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия указанный вывод суда находит правильным.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года приказом ГУФСИН России по Приморскому краю N 988 от 2 декабря 2013 года создана комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Приморскому краю, учреждений, непосредственно подчинённых ГУФСИН России по Приморскому краю, сотрудникам учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, дислоцирующихся на территории Приморского края, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Пунктом 2 названного Приказа утверждено Положение о территориальной подкомиссии (л.д. 99-100).
Судом правильно принято во внимание, что в соответствии с пунктом 4.1. Положения территориальная подкомиссия осуществляет функции принятия документов для получения единовременной выплаты, проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты, подготовки для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учёт для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных функций территориальная подкомиссия осуществляет следующие основные полномочия: регистрирует рапорта и заявления в Книге учёта заявлений, проводит проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определённого в правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращает их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (пункт 4.2 Положения).
Признавая незаконным и отменяя решение комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю от 24 декабря 2013 года об отказе в направлении документов Коваленко Н.Д. в ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеназванным Положением не предусмотрено право комиссии отказа в направлении документов в ФСИН России, в случае отсутствия в них недостатков, а также дачи правового обоснования для такого отказа.
Как правильно указано судом, полномочиями принятия решений о постановке сотрудников и граждан на учёт для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учёт и снятии обладает комиссия ФСИН России (пункт 8.1.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённого приказом ФСИН России от N 496 от 29 августа 2013 года (л.д. 64-73)).
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что комиссия ГУФСИН России по Приморскому краю обязана была своим решением направить документы Коваленко Н.Д. в ФСИН России для принятия решения о постановке либо отказе в ней на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции находит верным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у Коваленко Н.Д. не имеется правовых оснований для принятия его на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, он не состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на момент подачи рапорта на получение социальной выплаты он не являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, не являются основанием к отмене решения. Полномочиями для принятия решения о выплате единовременной социальной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения комиссия ГУФСИН России по Приморскому краю не наделена.
Доводы апелляционной жалобы ГУФСИН России по Приморскому краю не опровергают правильных выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в жалобе ответчика, судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы Коваленко Н.Д. о том, что судом не решён вопрос о его праве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку решение о наличии права истца на получение указанной выплаты принимается ФСИН России.
Апелляционная жалоба истца также не содержит доводов, которые в силу статьи 330 ГПК Российской Федерации могли бы повлечь отмену постановленного судом первой инстанции судебного решения.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 14 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истца и ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.