Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Ковалева С.А.
судей Крайниковой Т.В., Марченко О.С.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сугрина П.Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по ГО ЗАТО Большой Камень Приморского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 17 октября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены; решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ ГО ЗАТО Большой Камень Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Сугрину П.Т. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным. На Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ ГО ЗАТО Большой Камень Приморского края возложена обязанность назначить Сугрину П. Т. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 05 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения представителя ответчика - Сумченко С.В., возражения истца Сугрина П.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сугрин П.Т. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что решением N от 15 апреля 2013 года ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ГО ЗАТО Большой Камень в связи с отсутствием специального стажа ему было отказано в назначении льготной пенсии. В специальный стаж ответчиком не был включен период его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 15 лет 4 месяца 1 день работа в должности испытателя электрических машин и приборов в ОАО " ... С указанным решением не согласен, так как представленные документы подтверждают факт его работы в условиях радиационной вредности. В связи с указанным просил признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ ГО ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении пенсии и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 5 апреля 2013 года.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования и пояснил, что в спорный период времени он работал на атомных подводных лодках в условиях радиационной вредности в СПТБ N в бухте ... , командировался из ОАО ... ". Его рабочий день составлял 7 часов, режим работы - каждый день, с 09.00 час. до 16.00 час., перерыв на обед с 12.00 час. до 13.00 час. Срок командировки составлял не более 180 дней, затем предоставлялся отпуск, после чего он опять направлялся в командировку на 180 суток. Так продолжалось с января 1983 г. по 1998 г. Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт его работы в условиях радиационной вредности.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 были предусмотрены "рабочие, занятые полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений" (Раздел XIII. Радиотехническое производство).
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение рабочим, руководителям и специалистам, постоянно и непосредственно занятым на эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах в условиях радиационной вредности. ( раздел ХХ11, подраздел 2, шифр 12202000-17541)
Судом установлено, что истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ ГО ЗАТО Большой Камень с заявлением о назначении ему с 5 апреля 2013 года досрочной трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда. Ответчиком в удовлетворении заявления было отказано, поскольку на дату обращения за назначением указанной пенсии у него отсутствовало требуемое количество специального стажа. Ответчик не засчитал истцу в льготный стаж работу в должности испытателя электрических машин и приборов в НИИ завода " ... : с 01.11.1982 г. по 01.03.1998 г., всего 15 лет 4 месяца 1 день, поскольку работа в указанной должности Списками N 1 и N 2 не предусмотрена.Страховой стаж Сугрина П.Т. составляет 37 лет 2 дня.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N НИИ завод " ... преобразован в НИИ НПО " ... на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N НИИ НПО " ... " преобразован в Арендный НИИ НПО ... "; на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ арендный НИИ НПО " ... " преобразован в СКБ и вошел в состав АО ... " с 1 марта 1993 г.; на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N АО " ... преобразовано в ОАО " ... ". В связи с ликвидацией ОАО " ... " хранителем архива является ООО " ... на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ
Суд первой инстанции правильно оценил как доказательства, подтверждающие доводы истца о занятости в оспариваемые периоды на работах с вредными условиями труда справку заместителя командира войсковой части N от 18 мая 2005 г., согласно которой представитель предприятия ОАО " ... Сугрин П.Т. с 1 ноября 1982 г. по 1 марта 1998 г. работал в составе специальной производственно - технической базы N (СПТБ N 9) на объектах, расположенных в зоне строгого режима радиационной безопасности; справку СПТБ N от 8 августа 2011 г., согласно которой Сугрин П.Т. действительно работал в СПТБ N представителем контрагента ОАО " ... " на объектах, расположенных в зоне строго режима войсковой части 95100 (бухта Павловск). При этом, из данной справки следует, что документы, подтверждающие специальный стаж Сугрина П.Т. в условиях радиационной вредности, представить не может, поскольку все персональные документы, подтверждающие работу в данных условиях были предоставлены по месту основной работы в ОАО " ... "; лицевые счета с расшифровкой кодов за период с 1982 г. по 1998 г., из которых следует, что истцу производилась оплата за вредность (код 11).
Как следует из архивных справок ООО " ... ", которое является на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N хранителем архива ОАО " ... в связи с его ликвидацией, документов учета рабочего времени в условиях радиационной вредности (журналов, табелей учета рабочего времени) за период с 1982 г. по 1998г., равно как и приказов на отпуск, на командировки, командировочных удостоверений, листков временной нетрудоспособности в отношении Сугрина П.Т. в архиве ООО " ... " не имеется.
Вместе с тем, факт того, что работодатель по каким-либо причинам не сохранил документы о характере работы истца за спорный период времени, не является виной работника и не должно приводить к нарушению предусмотренных законодательством прав работника на получение пенсии.
Таким образом, при разрешении спора судом была дана оценка представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ и сделан обоснованный вывод, что оспариваемые истцом периоды работы подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку должность, в которой работал истец в спорный период, относится к должностям с вредными условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях в соответствии со Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 и списком N 1, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 г. за N 10.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, так как по представленным документам невозможно определить особый характер выполняемой работы, судебная коллегия находит несостоятельными, по существу направленными на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Вместе с тем, является обоснованным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд в нарушение закона при вынесении решения сослался на показания свидетелей, поскольку в силу п.3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Однако, данный довод не является основанием для отмены постановленного решения, поскольку по настоящему спору имеется достаточно допустимых доказательств для удовлетворения иска.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 17 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.