судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Марченко О.С., Ельницкой Н.Н.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Арсеньева Приморского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
по апелляционному представлению прокурора г. Арсеньева Приморского края
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 01 апреля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения прокурора Ессина А.М., представителя ответчика Добровольской Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Арсеньева Приморского края обратился в суд с названным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю, в обоснование требований указав, что в ходе проведения проверки в части соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда в отделе судебных приставов по Арсеньевскому городскому округу УФССП России по ПК, расположенном по адресу: "адрес" , выявлены факты нарушения трудового законодательства. Установлено, что работодателем в лице УФССП России по ПК аттестация рабочих мест сотрудников ОСП по Арсеньевскому городскому округу не проводилась. Документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест сотрудников ОСП по Арсеньевскому городскому округу в ОСП по Арсеньевскому городскому округу и УФССП России по ПК, не имеется. Таким образом, УФССП России по ПК нарушаются права неопределенного круга лиц и РФ на гарантированные Конституцией РФ и ТК РФ безопасные условия труда. Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истец просил суд возложить на УФССП России по ПК обязанность провести специальную оценку условий труда сотрудников ОСП по Арсеньевскому городскому округу УФССП России по ПК в соответствии с законодательством о специальной оценке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу .
Помощник прокурора Фрунзенского района г. Владивостока Синенко В.С. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика УФССП России по ПК Добровольская Г.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что с 01.01.2014 должна быть проведена специальная оценка условий труда в соответствии с ФЗ "О специальной оценке условий труда". В соответствии со статьей 3 названного закона проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Однако, вышеуказанные федеральные законы и нормативные правовые акты РФ о проведении специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих в настоящее время не изданы и финансирование на эти цели не выделено. УФССП России по ПК, являясь территориальным оранном ФССП России, не может самостоятельно планировать и расходовать федеральные бюджетные средства на проведение специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда служащих будет проведена после поступления соответствующих денежных средств.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска, с которым не согласился прокурор г. Арсеньева Приморского края, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения прокуратурой г. Арсеньева проверки в части соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда в отделе судебных приставов по Арсеньевскому городскому округу УФССП России по ПК, расположенным по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, ул. Заводская, 5, установлено, что работодателем в лице УФССП России по ПК аттестация рабочих мест сотрудников ОСП по Арсеньевскому городскому округу УФССП России по ПК не проводилась.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно части 4 статьи 3 вышеназванного закона проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Вместе с тем в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих отсутствуют.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с учетом указанных норм права, пришел к выводу о том, что поскольку порядок проведения специальной проверки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных законодательно не урегулирован, требования истца не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит такое суждение по делу верным.
Ссылки в апелляционном представлении на то, что отсутствие специальных правовых норм не может служить основанием для освобождения работодателя от обязанности по проведению специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих, поскольку при отсутствии таких норм оценка должна быть проведена в соответствии с требованиями, установленным Трудовым кодексом, ФЗ "О специальной оценке условий труда", признаются судебной коллегией несостоятельными.
Частью 4 статьи 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда" прямо предусмотрена необходимость проведения оценки условий труда государственных гражданских служащих в соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими специальные нормы, учитывающие особенности труда данной категории работников, в связи с чем проведение оценки условий труда на основании общих норм является необоснованным.
Помимо изложенного, требования прокурора о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда противоречат части 6 статьи 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которым в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах у суда на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 01 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Арсеньева Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.