Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Зиганшина И.К., Судницыной С.П.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пикуля А.В. об оспаривании отказа администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края в утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка по апелляционной жалобе администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 18 апреля 2014 года, которым заявленные требования удовлетворены, отказ администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края от 30 декабря 2013 года в выдаче Пикулю А.В. градостроительного плана на земельный участок, расположенный примерно в 2718 метрах по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" , площадью 522 кв.м. признан незаконным, на администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края возложена обязанность устранить допущенное нарушение, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда выдать Пикулю А.В. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:36:010206:189, а также с администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края взыскано в пользу Пикуля А.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пикуль А.В. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что письмом администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30 декабря 2013 года N 03/16-1681 ему отказано в утверждении градостроительного плана принадлежащего ему на праве аренды земельного участка площадью 522 кв.м., расположенного примерно в 2718 метрах по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" , с кадастровым номером 25:36:010206:189. Данные действия органа местного самоуправления он считает незаконными, поскольку федеральный закон не предусматривает возможность осуществления органом местного самоуправления иных действий, кроме как в связи с поданным гражданином заявлением подготовить и утвердить градостроительный план. Градостроительный план не является правоустанавливающим документом, и его выдача не предоставляет никаких прав и не налагает обязанностей. Оспариваемый отказ также не соответствует положениям Административного регламента предоставления администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением администрации от 12 июля 2012 года N 1071.
В качестве основания отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана администрацией указано на то, что земельный участок находится в зоне рекреационного строительства, предельная минимальная площадь земельного участка в которой установлена 1500 кв.м., минимальная площадь застройки 1000 кв.м., тогда как площадь находящегося в его пользовании земельного участка составляет 522 кв.м., что является нарушением подпункта 2 пункта 27 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень. В то же время согласно пункту 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
По изложенным основаниям заявитель просил признать незаконным отказ администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края от 30 декабря 2013 года в выдаче ему градостроительного плана земельного участка, расположенного примерно в 2718 метрах по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" , площадью 522 кв.м., устранить допущенное нарушение и взыскать понесенные расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель заявителя Клецкин А.В. заявленные требования поддержал.
Представители администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Шаманов П.А. и Подложнюк А.В. с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, на которые ссылается заявитель, не применяются в отношении спорного земельного участка, поскольку он сформирован в 2012 году после установления градостроительного регламента.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе и.о. главы администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Москалев В.С., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 12 января 2012 года N 1/12 администрация городского округа ЗАТО Большой Камень передала в аренду К.А.Е. земельный участок площадью 6600 кв.м. с кадастровым номером 25:36:010206:115, расположенный в 2649 метрах на запад от жилого "адрес" под строительство объектов, предназначенных для отдыха.
Постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 13 декабря 2012 года N 1990 утверждена схема раздела указанного земельного участка на две части площадью 6078 кв.м. и 522 кв.м.
Вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:36:010206:189 и 25:36:010206:190.
Дополнительным соглашением от 27 мая 2013 года N 1 внесены изменения в пункт 1.1 договора аренды земельного участка от 12 января 2012 года N 1/12, заключенного с К.А.Е. , указано, что предметом договора аренды являются два земельных участка: площадью 6078 кв.м. с кадастровым номером 25:36:010206:190 и площадью 522 кв.м. с кадастровым номером 25:36:010206:189.
8 октября 2013 года между К.А.Е. и Пикулем А.В. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей, согласно которому К.А.Е. с согласия арендодателя передал Пикулю А.В. свои права и обязанности по договору аренды в отношении земельного участка площадью 522 кв.м.
Письмом администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30 декабря 2013 года N 03/16-1681 Пикулю А.В. отказано в удовлетворении его заявления о выдаче градостроительного плана на находящийся в пользовании заявителя на праве аренды земельный участок площадью 522 кв.м., расположенный примерно в 2718 метрах по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" , в связи с тем, что в нарушение подпункта 2 пункта 27 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденных решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года N 420, площадь земельного участка не соответствует минимальным размерам земельных участков - 1500 кв.м., установленным в зоне рекреационного строительства Р2.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований и признании оспариваемого отказа органа местного самоуправления в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что образование земельного участка площадью 522 кв.м. произведено на основании решения администрации городского округа ЗАТО Большой Камень, которое незаконным не признано, закон не устанавливает каких-либо дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка, и выдача градостроительного плана не является безусловным основанием для выдачи лицу разрешения на строительство, если при этом нарушаются требования закона.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции неправильным, основанным на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденными решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года N 420, спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного строительства Р2, предназначенной для организации отдыха населения. Предельная площадь земельных участков в территориальной зоне Р2, установленная подпунктом 2 пункта 27 статьи 38 Правил, составляет: минимальная - 1500 кв.м., максимальная - 4000 кв.м.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 12 июля 2012 года N 1071 утвержден административный регламент предоставления администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
В соответствии с указанным административным регламентом управление архитектуры и градостроительства администрации подготавливает и выдает градостроительные планы земельных участков по заявлению правообладателей земельных участков.
Из административного регламента следует, что муниципальная услуга "Выдача градостроительных планов земельных участков" не может быть оказана в случае несоответствия документов, указанных в пункте 2.6 административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства.
Как следует из статьи 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (часть 4).
Градостроительный план, за выдачей которого обратился заявитель, необходим для конкретной цели - получения разрешения для строительства объекта на арендуемом земельном участке.
Разрешая заявленные требования, суд не учел, что согласно представленным Пикулем А.В. документам спорный земельный участок по своему размеру не соответствует предельным значениям, установленным градостроительным регламентом, и был сформирован с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства. То есть, заявителем с целью получения градостроительного плана земельного участка были представлены документы, которые содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Довод жалобы на необоснованность ссылки суда первой инстанции на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, также заслуживает внимание.
Данная норма подлежит применению в отношении земельных участков, сформированных до установления соответствующих градостроительных регламентов. Спорный земельный участок сформирован в 2012 году. Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень приняты решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года N 420, изменения в статью 38 указанных правил в части установления предельных размеров земельных участков внесены решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 26 мая 2011 года N 645 и вступили в силу с 21 июня 2011 года.
Следовательно, положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ на спорный земельный участок не могут быть распространены.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (часть 1).
Образование земельных участков не должно приводить к нарушениям требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6).
Прямой запрет на образование земельных участков в размерах менее, чем определены градостроительным регламентом, установлен в части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Таким образом, спорный земельный участок образован в меньшем размере, чем предусмотрено Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень и поэтому не может использоваться в соответствии с правилами, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене с принятием по делу нового решения отказе в удовлетворении заявленных Пикулем А.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 18 апреля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Пикуля А.В. о признании незаконным отказа администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края от 30 декабря 2013 года в утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.