Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.,
судей Стрюкова Д.А., Фёдоровой Л.Н.,
при секретаре Федюченко Н.П.
с участием прокурора Качановской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спасского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц, учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района к администрации Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N4" с.Прохоры Спасского района, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда по апелляционной жалобе Департамента финансов Приморского края на решение Спасского районного суда Приморского края от 14 апреля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены. На МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района Приморского края возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На Департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность обеспечить МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района Приморского края денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На Департамент финансов Приморского края возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту науки и образования Приморского края для предоставления МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района Приморского края
с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., возражения прокурора Качановской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Спасского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района к администрации МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Так, согласно предоставленной информации из управления образования администрации Спасского муниципального район следует, что библиотечный фонд МБОУ СОШ N 4" с. Прохоры Спасского района укомплектован не полностью.
Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МБОУ "СОШ N 4" с. Прохоры и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе при отсутствии у них на то обязанности, что противоречит нормам законодательства.
Прокурор просил возложить обязанность: на МБОУ СОШ N 4 с. Прохоры Спасского района укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных; на Департамент финансов Приморского края выделить денежные средства Департаменту науки и образования Приморского края для предоставления МБОУ СОШ N 4 с. Прохоры Спасского района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной Образовательной программе; на Департамент образования и науки Приморского края обеспечить МБОУ СОШ N4 с. Прохоры Спасского района денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе.
В судебном заседании заместитель прокурора Спасского района Приморского края поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ СОШ N 4 с. Прохоры Спасского района в судебном заседании полагал требования обоснованными, не оспаривал факт того, что библиотечный фонд не укомплектован учебниками в полном объеме. Указал, что данная ситуация сложилась по причине недостаточного финансирования.
Представитель Департамента финансов Приморского края в представленном в суд отзыве не согласился с иском, полагая, что департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом указал, что согласно Закону Приморского края от 20.12.2012 года N143-К3 "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является Департамент образования и науки Приморского края.
Дело рассмотрено в порядеке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей Департамента финансов Приморского края и Департамента образования и науки Приморского края.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
В суде апелляционной инстанции прокурор Качановская А.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры Спасского района Приморского края, Департамента образования и науки Приморского края, Департамента финансов Приморского края, управления образования администрации Спасского муниципального района, МКУ "Обеспечение деятельности образовательных учреждений", извещенные о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ч.3 ст. 167, ч.1. ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализации права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, согласно статье 18 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 03.07.09 N 171-па.
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" с. Прохоры бесплатной учебной литературой, суд с учетом названных положений закона правильно возложил на указанное общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями, а на Департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию данного учебного учреждения с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда.
Учитывая, что Департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к Департаменту финансов Приморского края, возложив на него обязанность по выделению денежных средств необходимых Департаменту науки и образованию Приморского края для обеспечения ими общеобразовательного учреждения.
Так как на основании статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение указанных гарантий в Приморском крае должна быть возложена на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31.01.06 N 32-па, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 2 указанного Положения, департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Таким образом, возложение судом обязанности на Департамент финансов Приморского края по выделению денежных средств департаменту образования и науки Приморского края, обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.05 N 320-K3 "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края", которые не оспорены заинтересованными лицами, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Несмотря на то, что п. 3 ст. 3 Закона Приморского края N 320-K3 (в редакции от 20.12.12) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Несостоятельным признается и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета.
Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено определение нормативов согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 настоящего Закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счет местного бюджета.
Так как доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, и им судом дана надлежащая оценка, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.