Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Аврамовой Н.В., Фоминой А.И.,
при секретаре судебного заседания Измалкиной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 сентября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Селькова Ю.А. к Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков, включить земельные участки в черту населенного пункта в рамках подготовки и утверждения проекта территориального планирования поселения,
по апелляционной жалобе Селькова Ю.А на решение Кетовского районного суда Курганской области от " ... " , которым постановлено:
"Исковые требования Селькова Ю.А. к Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков, включить земельные участки в черту населенного пункта в рамках подготовки и утверждения проекта территориального планирования поселения, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, пояснения представителей Селькова Ю.А. - Ермолиной Т.П. и Фроловой Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области Ярушникова В.А., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сельков Ю.А. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском к Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков: площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" , площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером N и площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером N , расположенные по адресу: "адрес" , "адрес" , на поле N с вида "для сельскохозяйственного использования" на вид "для индивидуального жилищного строительства"; включить указанные земельные участки в черту населенного пункта "адрес" в рамках подготовки и утверждения проекта территориального планирования поселения.
В обоснование иска указал, что спорные земельные участки принадлежат ему на праве собственности, относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования. По вопросу включения вышеуказанных земельных участков в границы населенного пункта "адрес" неоднократно обращался в Администрацию Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области с соответствующими заявлениями, однако никаких действий со стороны ответчика принято не было, в связи с чем обратился в Кетовский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействие главы Введенского сельсовета. Решением Кетовского районного суда Курганской области от " ... " заявленные требования были удовлетворены. Во исполнение вышеназванного решения суда в адрес Правительства Курганской области главой Введенского сельсовета " ... " было направлено заявление о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков в границы "адрес" . Исполнение данного заявления было приостановлено по заявлению истца. В " ... " года он вновь обратился в Администрацию Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области с предложением о включении земельных участков в черту населенного пункта "адрес" в рамках утверждения проекта территориального планирования поселения (генерального плана поселения), в связи с тем, что данные участки граничат с землями населенного пункта, свободных участков в "адрес" нет, данные участки он и его близкие родственники намерены использовать для строительства жилья и постоянного проживания. " ... " на указанное предложение получил отказ, мотивированный отсутствием необходимости включения данных земельных участков в черту населенного пункта, чем, полагает, было нарушено его право. Указывает, что глава Администрации Введенского сельсовета не провел публичные слушания по данному вопросу, а самостоятельно вынес заключение о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков в границы "адрес" .
В последствие Сельков Ю.А. изменил заявленные исковые требования, исключив из числа ответчиков Правительство Курганской области.
В судебном заседании представители истца Ермолина Т.П., Фролова Н.А., заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указали, что публичные слушания по вопросу включения земельных участков в границы населенного пункта не проводились, заключение об отказе в удовлетворении заявления истца было принято и подписано главой муниципального образования самостоятельно. Причины отказа считают надуманными, нормативно не обоснованными, а указанное заключение противоречащим действующему законодательству, нарушающим права собственника по использованию принадлежащих ему земельных участков по своему усмотрению. Также ссылались на то, что спорные участки к особо ценным продуктивным сельхозугодиям не относятся. Полагали, что одно из обязательных условий для включения земельных участков в границы населенного пункта - в данном случае соблюдается, поскольку принадлежащие истцу земельные участки граничат с населенным пунктом, никаких препятствий к проведению инфраструктуры в указанном месте, не имеется.
Представитель ответчика Администрации Введенского сельского совета Кетовского района Курганской области Ярушников В.А. с исковыми требованиями не согласился, в письменном отзыве указал, что проект генерального плана застройки Введенского сельсовета уже разработан специализированной организацией, произведено согласование границ, а для его утверждения назначены публичные слушания, которые состоятся " ... " . От истца предложений согласно предмету иска в адрес администрации не поступало, следовательно, не могло быть рассмотрено. Иные предложения, содержащие сведения фактически о других земельных участках, были рассмотрены и оставлены без удовлетворения. Истец, не согласившись с отрицательным заключением, имел возможность его оспорить, однако таких действий с его стороны не последовало. Обратил внимание на то, что в своем предложении истец указывал на необходимость включения в границы населенного пункта лишь двух (а не трех) земельных участков, при этом адреса, площади данных участков не совпадают с описанием земельных участков, являющихся предметом настоящего спора. Кроме того, Сельков Ю.А. указывал лишь на намерение использовать данные участки для ведения личного подсобного хозяйства (разведение кур, уток, свиней, коров) семьи Сельковых, вопрос об изменении целевого назначения, вида разрешенного использования земельных участков в заявлении, зарегистрированном " ... " , им не ставился. Полагает, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права - в порядке искового производства, хотя он фактически обжалует действия (бездействие) органа местного самоуправления.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росрееестра" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица ООО "ГеоПолис" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Сельков Ю.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные ранее в суде первой инстанции. Указывает, что запрет строительства в соответствии с п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации распространяется только на особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, которые могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Спорные земельные участки к таковым не относятся. Кроме того, в случае включения земельных участков сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов они не лишаются своего экономического признака - использования для нужд сельского хозяйства. Также указывает, что основание для отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта "адрес" , какое указанно, ответчиком, не предусмотрено ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
В суде апелляционной инстанции представители истца Селькова Ю.А. - Ермолина Т.П. и Фролова Н.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области Ярушников В.А. в суде апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы, считал решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционных жалоб в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Сельков Ю.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от " ... " является собственником земельных участков из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером N площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес" , "адрес" , на поле N N ; с кадастровым номером N площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес" и с кадастровым номером N площадью " ... " кв. м. по адресу: "адрес" на поле N N .
" ... " Сельков Ю.А. обратился в Администрацию Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области с заявлением о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N , N , N из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
В связи с необеспечением в установленный законом срок направления данного заявления в полномочный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Курганская область), Сельков Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от " ... " заявление Селькова Ю.А. было удовлетворено, бездействие Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в не направлении в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Курганская область) заявления Селькова Ю.А. о переводе трех земельных участков сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, признано незаконным.
" ... " Сельков Ю.А. вновь обратился к главе Введенского сельсовета, в своем заявлении изложил ту же просьбу, просил о переводе принадлежащих ему земельных участков в категорию земель населенных пунктов.
Ссылаясь на бездействие главы администрации, за защитой нарушенных прав обратился в суд.
Решением Кетовского районного суда от " ... " признано незаконным бездействие главы Введенского сельсовета Курганской области, выразившееся в не направлении в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Курганская область) поступившего заявления от " ... " о переводе трех земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: N площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , "адрес" , на поле N N N площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , на поле N N ; N площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , на поле N в категорию земель населенных пунктов.
Указанным решением на главу администрации Введенского сельсовета Курганской области возложены обязанности направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Курганская область) заявление от " ... " о переводе трех земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: N площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , на поле N N ; N площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , на поле N N ; N площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , на поле N в категорию земель населенных пунктов, а также заключение о возможности и целесообразности включения указанных земельных участков в границы населенного пункта.
Данное решение суда заинтересованным лицом исполнено, подготовлено заключение о невозможности и нецелесообразности включения спорных участков в границы "адрес" от " ... " N N заключение направлено в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Из материалов дела следует, что Сельков Ю.А. с документами по вопросу включения в границы населенного пункта земельных участков и изменении вида разрешенного использования в Правительство Курганской области не обращался, что подтверждается сообщением Правительства Курганской области от " ... " .
Судом установлено, что с заявлением о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков в границы села Введенское в " ... " в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обращалась Администрация Введенского сельсовета, рассмотрение указанного заявления было приостановлено по просьбе Селькова Ю.А.
" ... " Сельков Ю.А. вновь обратился в Администрацию Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области с предложением о включении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в черту населенного пункта в рамках подготовки и утверждения проекта территориального планирования поселения (генерального плана поселения). В данном заявлении Сельков Ю.А. указывал, что у него имеется намерение использовать участки с кадастровыми номерами N для ведения личного подсобного хозяйства. Поскольку участки граничат с землями населенного пункта, указывал на возможность их включения в черту данного населенного пункта.
" ... " главой Администрации Введенского сельсовета дан ответ Селькову Ю.А. об отказе в изменении вида целевого использования данных земельных участков и нецелесообразности включении их в черту населенного пункта.
Данный отказ истцом обжалован не был, что не оспаривалось представителями истца в судебном заседании.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Сельков Ю.А. просил изменить категорию и вид разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков и включить данные земельные участки в границы населенного пункта.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что отказ ответчика нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2).
В соответствии со ст. 36 (ч.ч. 2, 3) Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества(пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации выделено по их целевому назначению семь категорий земель, в том числе земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", являющийся одним из нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 1 названного Закона), также устанавливает ограничения изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения.
Так в соответствии со ст. 7 данного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 ч. 1 настоящей статьи.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то обстоятельство, что стороной истца не доказана невозможность использования участка по целевому назначению, оснований для удовлетворения требований о переводе принадлежащего истцу земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для жилищного строительства не имелось.
Кроме того, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом в ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно ст.ст. 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения (городского округа), схема территориального планирования муниципального района утверждаются представительными органами соответствующего муниципального образования.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана является актом о переводе земель или земельных участков, а перевод земель из одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (органов государственной власти, органов местного самоуправления), которые определяют назначение земель.
Из пояснений представителя ответчика, данных им в суде первой и апелляционной инстанции следует, что проект генерального плана муниципального образования Введенский сельсовет Кетовского района Курганской области был разработан специлизированной организацией, проведены публичные слушания,в настоящее время находится на согласовании в Правительстве Курганской области, предложений от истца о внесении дополнений в генеральный план не поступало. Перспективный план был составлен на ближайшие 50 лет с учетом развития роста населения, необходимости расширения границ "адрес" за счет земель сельскохозяйственного назначения(пашен, пастбищ, угодий) не имеется.
Исходя из положений Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31.12.2014, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ч. 1 ст. 4.1.
В случае необходимости изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков (ч. 2 ст. 4.1).
При таких обстоятельствах, учитывая, что оснований, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию - земли поселения "адрес" не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности дать положительное заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков истца, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границы населенного пункта и включении данных участков границы "адрес" .
Между тем, судебная коллегия отмечает, что предложения землепользователя об изменении категории использования земельного участка и включении его в черту населенного пункта при утверждении (изменении) границ населенных пунктов могут учитываться уполномоченным органом наряду с другими установленными законодателем условиями, в частности перечисленными в ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Селькова Ю.А. направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и сводятся, по сути, к иной, нежели у суда оценке доказательств и фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Селькова Ю.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Прасол Е.В.
Судьи: Фомина А.И.
Аврамова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.