Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей А.И. Клюевой, С.Г. Подопригорова,
при секретаре А.В. Конохове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по частной жалобе представителя Т.А. Янковской - Х.П. Комарова на определение Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 мая 2014 года по делу по заявлению Т.А. Янковской об оспаривании решения МИФНС N 47 по г. Москве о привлечении к налоговой ответственности, которым Т.А. Янковской заявление возвращено,
установила:
Т.А. Янковская обратилась в суд с указанным выше заявлением к МИФНС N 47 по г. Москве.
Определением Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 мая 2014 года заявление Т.А. Янковской возвращено, поскольку она является гражданкой Республики Беларусь, на территории, подпадающей под юрисдикцию Кунцевского районного суда г. Москвы, не проживает, под юрисдикцию указанного суда не подпадает и местонахождение МИФНС N 47 по г. Москве.
В частной жалобе представителя Т.А. Янковской - Х.П. Комарова ставится вопрос об отмене решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу на обжалуемое определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда законным и обоснованным.
Возвращая заявление, суд правильно применил положения ст. 254 ГПК РФ, определяющей альтернативную подсудность споров в порядке главы 25 ГПК РФ.
Доводы жалобы о том, что Т.А. Янковская имеет в собственности жилое помещение в г. Москве, сами по себе не свидетельствуют, что Т.А. Янковская проживает в г. Москве по указанному ею адресу.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что постановке на учёт по месту пребывания подлежат постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и временно проживающие или временно пребывающие в Российской Федерации иностранные гражданине - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением названных в законе случаев.
В соответствии со статьёй 21 названного Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9) иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учёт по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подаётся в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днём его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Согласно п. 1 ст. 6 Протокола между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года (подписан в г. Москве 06.07.2006) иностранные граждане, въезжающие на территорию государства одной из Сторон, заблаговременно информируются соответствующими компетентными органами государства данной Стороны об обязательности получения и правилах заполнения миграционной карты.
В соответствии со ст. 4 названного Протокола Миграционная карта выдается иностранному гражданину при въезде на территорию государства одной из Сторон бесплатно в случае следования:
1.1. воздушным, морским, речным транспортом - членами экипажей воздушных, морских, речных судов;
1.2. железнодорожным транспортом - членами поездных бригад;
1.3. автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями;
1.4. другими механическими транспортными средствами или пешим порядком - должностными лицами соответствующих компетентных органов.
Выдача миграционной карты иностранному гражданину осуществляется соответствующими компетентными органами заблаговременно, с таким расчетом, чтобы исключить дополнительное время, необходимое для заполнения миграционной карты в пунктах пропуска через государственные границы государств Сторон, из общей продолжительности всех видов контроля пассажирских транспортных средств и прибывающих иностранных граждан.
Допускается получение и заполнение миграционной карты иностранным гражданином, въезжающим на территорию государства одной из Сторон, непосредственно в залах прибытия аэропортов, на железнодорожных вокзалах, станциях, автодорожных пунктах пропуска, в том числе при прохождении пограничного контроля.
Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" предусматривает, что гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.
В соответствии с п. 3 Соглашения граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
При таком положении ссылка заявителя в жалобе на нормы ст. 20 Гражданского кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку противоречит специальным нормам права, подлежащим применению.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют указания на доказательства, свидетельствующие о проживании Т.А. Янковской в г. Москве и о том, что в случае такого проживания более 30 дней, Т.А. Янковская зарегистрировалась по месту пребывания в г. Москве.
Дополнительно судебная коллегия принимает во внимание, что Т.А. Янковской не соблюден досудебный порядок обращения в суд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Исходя из заявленных Т.А. Янковской при её обращении 3 апреля 2014 года в суд требований, досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в силу императивных норм федерального закона.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Положения абзаца второго пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ) до 1 января 2014 года применялись только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьёй 101 части первой Налогового кодекса РФ (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ), то есть в отношении вынесенных налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
После указанной даты (1 января 2014 года) в силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 мая 2014 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.