Судья: Рубцова Н.В.
Гр. дело N33-33194
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2014 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Масленниковой Л.В.,
и судей Шаповалова Д.В., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Егорове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав Максакова В.Н. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав Максакова В.Н. к военному комиссариату Московской области о признании незаконными действия по исчислению пенсии за выслугу лет с _. г., об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с _ г. в соответствии с Федеральным Законом N306-ФЗ, Указов Президента Российской Федерации, взыскании долга и процентов в силу ст. 395 ГК РФ отказать",
установила:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав Максакова В.Н. к Военному комиссариату Московской области, мотивируя свои требования тем, что Максаков В.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, однако расчет пенсии произведён без учета права на повышение должностного оклада лицам, замещающим определенные должности, в том числе должность федерального государственного гражданского служащего в соответствии с Указами Президента РФ от 04.01.2012 г. N12дсп, от 03.05.2012 г. N572 и от 17.10.2013 N781.
Представитель военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона и Максаков В.Н. в суд явились, на удовлетворении иска настаивали. Представитель ответчика в суд явился, возражал относительно удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Максаков В.Н.
Проверив материалы дела, выслушав Максакова В.Н., представителя ответчика Герасимова С.Ю., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Максаков В.Н. проходил военную службу на различных должностях, последняя занимаемая должность советник отдела авиационной техники и вооружения управления контроля государственно-оборонного заказа в части НИОКР в области вооружения и военной техники, прикомандированный к Федеральной службе по оборонному заказу, с окладом по воинскому званию ***., окладом по воинской должности ***., в звании полковник.
Приказом Министра обороны РФ от 09 марта 2007 года Максаков В.Н. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
С _. года истец является получателем пенсии по линии Министерства обороны, которая рассчитывалась в соответствии с Законом РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На неоднократные обращения истца в компетентные органы по вопросу перерасчета пенсии по выслуге лет был получен отказ.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу пп. "а" п. 9 Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Из материалов дела следует, что до _. г. размер пенсии Максакова В.Н. составлял ***. из расчета 74 % от: ***. должностной оклад с увеличением на персональный коэффициент 1,5; ***. оклад по воинскому званию; ***. процентная надбавка за выслугу лет.
Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Пунктом 9 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) не предусмотрен иной порядок исчисления пенсий и ее составляющих, кроме установленного статьей 43 данного Закона, включая ограничение размера учитываемого при этом денежного довольствия.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П, от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.).
Внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих было обусловлено принятием Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившим повышенные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих.
Изменяя порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере согласно которого, новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров денежного и пенсионного обеспечения.
С _ года Максакову В.Н. был произведен перерасчет пенсии и ее размер с _ года составил - ***.
- размер социальной пенсии: ***.
- должностной оклад (нетиповой/специальный): ***.
- персональный коэффициент 1,5: ***.
- уволенный из высших органов государственной власти: ***.,
- оклад по воинскому званию (полковник): ***.
-процентная надбавка за выслугу 25 лет 40%: ***.
Учитывается при исчислении пенсии 54 %: ***
Основной размер пенсии 74 % (выслуга 28 лет): ***.
Таким образом, размер выплачиваемой Максакову В.Н. пенсии с _. года, с учетом ее пересмотра и применительно к ее размеру, выплачиваемому до указанной даты, был увеличен в 1,7 раза, что повлекло улучшение пенсионного обеспечения истца, и не противоречит нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Доводы жалобы Максакова В.Н. о том, что при исчислении пенсии необходимо сохранить размер оклада указанного с учетом повышения в денежном аттестате при увольнении, по мнению судебной коллегии является необоснованным и противоречит нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Изменение порядка исчисления пенсий и размера денежного содержания военнослужащих, потребовало в том числе уточнения размера должностных окладов лиц уволенных с нетиповых должностей.
В соответствии с указанием Директора департамента финансового планирования Минобороны России от 05 марта 2012 г. N180/6/9 военным комиссариатом Московской области в адрес Центра финансирования за исх. NЦСО-1198 от 26 марта 2012 г. был направлен список пенсионеров Министерства обороны для уточнения размера должностного оклада. Под номером 36 в данном списке числился истец.
После уточнения, пенсия Максакову В.Н. с _ г. пересмотрена исходя из оклада по должности федеральной гражданской службы "советник" - ***. с применением повышающих коэффициентов: 5,7 и 1, 5 = ***.
Данных об установлении иного размера должностного оклада по должности "советник" в материалах дела не имеется.
Указание же в приказе Директора Рособоронзаказа от 11 февраля 2005 г. N9-лс о назначении истца на должность размера оклада ***. (с учетом повышения ***.), не свидетельствует о размере самого оклада в указанном размере, так как применен повышающий коэффициент, что не тождественно установлению оклада в подобном размере. В противном случае, указание на применение повышающего коэффициента утрачивало бы правовой смысл.
Таким образом, размер пенсионного обеспечения Максакова В.Н. исчислен правильно, оснований для перерасчета размера пенсии не имеется.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2014 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327, 329, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав Максакова В.Н. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.