Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Зариповой Ю.С.,
при секретаре: Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тюбукского сельского поселения на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 27 мая 2014 года по гражданскому делу по заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления администрации Тюбукского сельского поселения,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации Тюбукского сельского поселения от 11 февраля 2014 года N11 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка Тюбукского сельского поселения".
В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанным постановлением администрацией Тюбукского сельского поселения изменен вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номер ***, общей площадью 374531 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, ***, из земель сельскохозяйственного назначения, с вида использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид использования "для дачного строительства". Оспариваемое постановление принято с нарушением требований действующего законодательства и выходит за рамки полномочий, предоставленных главе администрации муниципального образования, и не позволяет муниципальным органам под видом изменения разрешенного использования, фактически изменять категорию земель. Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Возможность дачного строительства на таких участках как одного из видов разрешенного использования, который может быть изменен, законом не предусмотрена. Ссылаясь на нормы действующего законодательства указывает, что возможность предоставления
1
земельного участка для дачного строительства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения законодательством не предусмотрена. В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка поставлена под угрозу сохранность земель сельскохозяйственного назначения, их свойств и качеств, охраняемых федеральным и региональным законодательством. В связи с чем считает, что оспариваемое постановление принято в нарушение норм действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы РФ, так как не обеспечивается верховенство закона, а издание незаконных правовых актов дискредитирует государство перед населением Тюбукского сельского поселения.
В судебном заседании помощник Каслинского городского прокурора Ермаков М.А. заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованного лица администрации Тюбукского сельского поселения Шамардин Н.В., Кобелев Д.Н. с заявленными требованиями не согласились.
Заинтересованное лицо Чернавская С.С, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Тюбукского сельского поселения обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагая, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не противоречило законодательству, ссылаясь на ст.81 Земельного кодекса РФ, предусматривающую предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства как отдельным гражданам, так и их объединениям, в обоснование доводов жалобы, указывает, что запрета на ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке действующим земельным законодательством не установлено. Считает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не является выводом из оборота сельхозугодий, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка не выше среднего показателя по району, особо ценными землями сельхозугодий данный участок не является.
Представитель администрации Тюбукского сельского поселения, действующий на основании доверенности, Кобелев Д.Н. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
2
В суде апелляционной инстанции прокурор Соколова Н.Ф. с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
В суд апелляционной инстанции заинтересованное лицо Чернавская С.С, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения (п. 1).
з
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что на основании заявления Каслинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Каслинской городской прокуратурой проведена проверка законности вынесенного администрацией Тюбукского сельского поселения постановления N11 от 11 февраля 2014 года "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка Тюбукского сельского поселения" (л.д.7).
Как следует из материалов дела, земельный участок общей площадью 374531 кв.м, с кадастровым номер ***, расположенный в ***Челябинской области, принадлежит на праве собственности Чернавской С.С. на основании договора купли-продажи от 11 марта 2010 года (л.д.9).
Согласно кадастрового паспорта указанный земельный участок с кадастровым номером *** относится к "землям сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства" (л.д.92-97).
04 февраля 2013 года Чернавская С.С. обратилась в Главе Тюбукского сельского поселения с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером *** из земель сельскохозяйственного использования "для ведения личного хозяйства" на разрешенный вид использования "дачное строительство" (л.д.26).
Постановлением администрации Тюбукского сельского поселения N11 от 11 февраля 2014 года "Об изменении вида разрешенного использования
4
земельного участка Тюбукского сельского поселения" земельному участку из земель сельхозназначения, кадастровый номер ***, общей площадью 374531 кв.м, расположенному по адресу: Челябинская область, *** установлен вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (л.д.8).
Полагая, что постановление администрации Тюбукского сельского поселения N11 от 11 февраля 2014 года "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка Тюбукского сельского поселения" принято с нарушением действующего законодательства, прокурор обратился с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, исходя из того, что спорный земельный участок относится к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, находится за границей населенного пункта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имелось.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства,
5
огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Федеральный закон от 15.04.1998 года N 66-ФЗ) регламентирован порядок предоставления земельных участков членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве.
Данным Законом предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Администрацией Тюбукского сельского поселения не представлено доказательств, подтверждающих проведение зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Чернавской С.С, с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 года N 66-ФЗ предусмотрено использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не для граждан в индивидуальном порядке.
В статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Федеральным законом предусмотрена возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев
6
изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела следует, что до принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка Чернавская С.С. являлась собственником спорного земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, то есть изначально данный земельный участок не предназначался и не предоставлялся для дачного строительства.
Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон от 21.12.2004 года N 172-ФЗ) вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме.
Данной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также дачного строительства.
Сведений о том, что Чернавская С.С. обращалась с заявлением об изменении категории земель в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, оценив все представленные доказательства, правильно применив нормы материального права, пришел к правильным выводам о невозможности изменения вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения без изменения категории такого рода земель и о признании постановления администрации Тюбукского сельского поселения от 11 февраля 2014 года N 11 недействительным.
Ссылку апеллятора в жалобе на то, что вид разрешенного использования спорного земельного участка установлен в соответствии с классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 27.12.2006 года NП/0425, ст.7 Земельного кодекса РФ,
7
ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 года N191-ФЗ "О введение в действие градостроительного кодекса РФ", ст.23 Правил землепользования и застройки Тюбукского сельского поселения", утвержденных решением Совета депутатов Тюбукского сельского поселения от 23.09.2013 года N 114, с указанием, что ст. 81 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства как отдельным гражданам, так и их объединениям, судебная коллегия признает несостоятельной, как противоречащей положениям земельному и градостроительному законодательству.
Исходя из системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", допускается использование для дачного строительства только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.
Законодательством не предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома; изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых спорный участок находится, противоречит приведенным выше нормам; следовательно, у главы поселения не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Доводы жалобы о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не является выводом из оборота сельхозугодий, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка не выше среднего показателя по району, особо ценными землями сельхозугодий данный участок не является, являются необоснованными.
На основании ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ указано, что сельскохозяйственные
8
угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с вида "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" означает вывод такого земельного участка из-под действия Федерального закона N 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием такого земельного участка.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование дачного земельного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит и приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и основанием для отмены решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не являются.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная
коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 27 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тюбукского сельского поселения - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.