Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению Алевского С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Алевский С.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по РХ) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N , расположенного по адресу: "адрес" , равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование иска указал, что является арендатором вышеуказанного земельного участка, находящегося в государственной собственности. По результатам государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2011 для земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере "данные изъяты" рублей. Кадастровая стоимость арендуемого Алевским С.В. земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика от ДД.ММ.ГГГГ N , выполненного по заказу истца.
Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права, возлагая на него обязанности по внесению арендной платы в большем размере, чем следовало бы исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком.
В судебном заседании представитель истца Анцупов В.В., действующий на основании доверенности от 31.07.2013, требования искового заявления поддержал, ссылаясь на изложенные в нём доводы.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Чупина Н.Г., действующая на основании доверенности от 28.01.2013, требования искового заявления не признала, пояснив, что земельный участок с кадастровым N поставлен на кадастровый учёт 11.09.2013, в то время как перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, утверждённый Постановлением Правительства РХ от 16.03.2012 N171, составлялся по состоянию на 01.01.2011. Следовательно, данный земельный участок не попал в перечень объектов, результаты кадастровой оценки которых были утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2012 N171. Указала, что по сложившейся судебной практике заявленное истцом требование должно быть предъявлено к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке. ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, но не имеет функций по государственной кадастровой оценке земель. Полагает, что требования иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной их рыночной стоимости, заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра", являются необоснованными. Так как истец обращается за защитой своих прав, нарушенных в результате завышения арендной платы, полагает, что надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления г.Абаза.
Представитель Управления Росреестра по РХ Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 26.12.2013, требования искового заявления не признала, пояснив, что из искового заявления и материалов дела не усматривается, какие самостоятельные требования истцом заявлены к Управлению и каким образом Управление может способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов истца. Исковые требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков на её рыночную стоимость. Управление в настоящее время не наделено полномочиями по определению, установлению, утверждению, изменению кадастровой стоимости земельных участков и не является тем лицом, удовлетворение требований к которому могло бы привести к восстановлению нарушенных прав истца. Просит в удовлетворении требований иска к Управлению отказать, так как Управление является ненадлежащим ответчиком.
Истец Алевский С.В., представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчиков отдела по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г.Абаза, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, сведений об уважительных причинах своего отсутствия не представили. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителей сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Ранее, в отзыве на исковое заявление, руководитель третьего лица отдела по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г.Абазы Рудакова Е.Ю. указала, что ООО "Эксперт-Оценка" не имело права определять кадастровую стоимость земельного участка, поскольку в нарушение положений ст. 24.14 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" страховая сумма его гражданской ответственности составляет не 30000000 рублей, а только 3000000 рублей. Кроме того, в нарушение ст. 24.16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" истцом не представлена экспертиза отчёта оценщика. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за N , заключённого между отделом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г.Абаза и Алевским С.В., истец является арендатором земельного участка с кадастровым N из категории земель "земли населённых пунктов", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , предоставленного для размещения промышленных и складских объектов (л.д. 35).
Указанный земельный участок был образован при преобразовании путём разделения земельного участка с кадастровым N и поставлен на кадастровый учёт 11.09.2013, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N , выданным ФГБУ "ФКП Росреестра" (л.д.39-41).
Из расчёта к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N , кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость земельного участка N была определена уполномоченным органом в сумме "данные изъяты" рублей в соответствии с п.п. 1.2 - 1.4, 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, и Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N171, с применением удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, полученного с использованием результатов массовой государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2011 (л.д.38-39, 59).
Согласно п. 5 ст. 65, п.п. 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N316 (далее - Правила). В соответствии с п.п. 2-4 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.п. 1 и 10 Правил).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.
В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
В силу п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (п.п. 10 и 2), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Указанный федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности с момента его вступления в силу.
Согласно п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Из указанных нормативных актов следует, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки методами массовой оценки могут не учитываться специфические характеристики земельного участка, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного земельного участка.
Истцом представлен отчет независимого оценщика ООО "Эксперт-Оценка" от ДД.ММ.ГГГГ N об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N , площадью "данные изъяты" кв.м., с указанием его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере "данные изъяты" рублей, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость данного земельного участка, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость.
Ответчики возражения по представленной оценке, по форме и по содержанию отчёта об оценке, не заявили.
Доводы третьего лица о том, что отчёт не может быть использован в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку ООО "Эксперт-Оценка" не имело права выполнять работы по определению рыночной стоимости земельного участка в целях установления её как кадастровой, поскольку его гражданская ответственность застрахована на 3000000 рублей, что не соответствует ст. 24.14 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также не проведена экспертиза этого отчёта в соответствии со ст. 24.16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не могут быть признаны обоснованными.
Согласно ст.ст. 24.14, 24.16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" осуществление деятельности по определению кадастровой стоимости допускается при наличии у исполнителя работ договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате осуществления указанной деятельности. Договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости заключается на страховую сумму в размере не менее чем тридцать миллионов рублей на срок не менее чем три года.
Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение тридцати рабочих дней с даты представления такого отчета в эту саморегулируемую организацию оценщиков.
При проведении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости также проводится анализ всех представленных к нему замечаний с их соответствующими обоснованиями, содержащимися в справке о замечаниях.
Исполнитель работ с учетом выявленных нарушений и замечаний дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.
При отсутствии положительного экспертного заключения на отчет об определении кадастровой стоимости он не принимается заказчиком работ.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508.
Таким образом, одним из основных признаков кадастровой стоимости, определенной оценщиком, является ее установление в рамках проведения государственной кадастровой оценки. Следовательно, не любая рыночная стоимость может быть кадастровой и осуществление оценочной деятельности вне рамок государственной кадастровой оценки не является деятельностью по определению кадастровой стоимости.
В рассматриваемом деле рыночная стоимость земельного участка была определена независимым оценщиком вне рамок государственной кадастровой оценки, поэтому довод третьего лица о невыполнении независимым оценщиком обязанности заключить договор страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости на страховую сумму в размере не менее чем 30000000 рублей, а также о необходимости представления положительного экспертного заключения указанного отчёта, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 12, 15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Нормами ст. 17.1 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Не оспаривая по существу представленную в отчёте от ДД.ММ.ГГГГ N итоговую рыночную стоимость земельного участка с кадастровым N ответчики и третье лицо в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представили доказательства несоответствия отчёта требованиям действующего законодательства, не воспользовались предусмотренным ст. 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом и не заявили ходатайство о проведении судебной экспертизы отчёта оценщика с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, проверив отчёт на предмет соответствия требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7, ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Орган кадастрового учёта вправе осуществить кадастровый учёт в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Одним из оснований для учёта изменений объекта недвижимости является решение суда.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.
Таким образом, Управление Росреестра по РХ является органом кадастрового учёта, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель.
На основании приказа Росреестра от 11.03.2010 NП/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта" подведомственные государственные учреждения наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости и, следовательно, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем действий по осуществлению кадастрового учёта.
При таких обстоятельствах исковые требования Алевского С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере "данные изъяты" рублей подлежит удовлетворению за счёт обоих ответчиков.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления Алевского С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N , расположенного по адресу: "адрес" , равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N , расположенного по адресу: "адрес" , равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение тридцати дней со дня вынесения решения в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий Вениченко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.