Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А. и Ильинской Л.В.
при секретаре
Барановой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 11 сентября 2014 года дело N 2-1555/04 по апелляционной жалобе К. Валентиновича на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 апреля 2014 года по иску К. к Городскому военному комиссариату Санкт-Петербурга об индексации ежемесячной выплаты на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя ответчика - Смирновой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к Городскому военному комиссариату Санкт-Петербурга об индексации ежемесячной выплаты на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности.
В обоснование требований указывал, что является пенсионером Министерства обороны РФ, ветераном подразделений особого риска, имеет право на льготы и компенсации, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью. В 2008 году решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга на Военный комиссариат Санкт-Петербурга была возложена обязанность производить истцу индексацию ежегодной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью и ежемесячной денежной выплаты на приобретение продовольственных товаров в установленном законом порядке. Кроме того, решением названного суда, постановленным в 2010 году, на Военный комиссариат Санкт-Петербурга была возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в установленном законом порядке. Между тем, ответчик указанные решения суда не исполнил, индексацию не произвел; на обращения истца об индексации указанных выплат ответил отказом. В связи с данными обстоятельствами истец просил суд произвести индексацию и перерасчет указанных денежных выплат и взыскать образовавшуюся задолженность.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03.04.2014 года К. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда, считая решение суда незаконным и необоснованным.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции К. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 53), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил, в связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К. является пенсионером Министерства обороны РФ, ветераном подразделений особого риска, с 1995 года имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п. п. "д" п. 1 Постановления Верховного совета РФ 27.12.1991 N 2123-1, имеет инвалидность второй группы, что подтверждено справкой серии МСЭ (л.д. 13, 19).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28.01.2008 года N 2-635/2008, вступившим в законную силу 08.02.2008 года, ответчик обязан производить истцу индексацию ежегодной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью и ежемесячной денежной выплаты на приобретение продовольственных товаров в установленном законом порядке (л. д. 17- 18).
В соответствии с указанным решением ответчик выплачивает истцу ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме " ... " руб. " ... " коп., и ежегодную компенсацию за вред здоровью в сумме " ... " руб. " ... " коп., что значительно превышает установленные законом размеры данных мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсация на оздоровление, суд первой инстанции правильно указал, что установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Согласно положениям ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
Согласно 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
В соответствии со ст. 40 названного Закона гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация на оздоровление.
Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб.
Федеральным законом от 12.02.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда указанным лицам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года N 11-П признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ определен порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за прошлое время: с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсации и иных выплат.
Размеры компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление для категории граждан, к которым относится истец в 2008-2014 годах установлены Постановлениями Правительства от 21.12.2007 года N 914 "Об индексации в 2008 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 07.07.2009 года N 545 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 16.12.2009 года N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21.12.2010 года N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 08.12.2011 года N 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственно объедение "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 04.12.2012 года N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственно объедение "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а также от 19.12.2013 года N 1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС аварии в 1957 году на производственно объедение "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Из указанных постановлений усматривается, что суммы компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление для категории граждан, к которым относится истец в 2008-2014 годах, установлены в меньшем размере, чем были получены истцом за спорный период.
Назначение и получение истцом денежных компенсаций в большем размере, чем размер, устанавливаемый ежегодно постановлениями Правительства РФ не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку суммы, назначенные по решению суда истцу выплачиваются в полном объеме, а указание в решении Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 28.01.2008 года на индексацию указанных сумм в установленном законом порядке, так же не свидетельствует о бесспорном праве истца на ежегодную индексацию сумм, начиная с 2008 года, поскольку Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 года N 1189 с 01.01.2014 года установлен размер указанных выплат, который значительно меньше выплачиваемых истцу сумм, в связи с чем нарушение установленного законом порядка индексации судебная коллегия не усматривает. Более того, индексация истцу в настоящее время сумм компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление поставит истца в неравное, более выгодное положение по сравнению с лицами, имеющими равные с истцом права на такие выплаты, и получающие их в размере, установленном Правительством РФ.
В связи с чем, решение суда об отказе К. в удовлетворении исковых требований об индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности соответствует изложенной выше правовой позиции.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.