Судья Краснодарского краевого суда Рыбина А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу представителя Управления государственного строительного надзора Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "3 на решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 11 июня 2014 года по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Постановлением первого заместителя руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края " Ф.И.О. "4 от " ... " генеральный директор ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с указанным Постановлением, генеральный директор ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "5 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения.
Обжалуемым решением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 11 июня 2014г. Постановление управления государственного строительного надзора Краснодарского края от " ... " отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ген. директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 прекращено.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд, представитель Управления государственного строительного надзора Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "3 просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, отказав в удовлетворении жалобы " Ф.И.О. "1 на постановление. В жалобе также содержится ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования решения суда, пропущенного по причине позднего получения его копии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, копия обжалуемого решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 11 июня 2014 года была получена представителем Управления государственного строительного надзора Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "3 только 10 сентября 2014г., что следует из справочного листа дела. Иных сведений о более ранней дате получения копии обжалуемого решения суда в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, жалоба представителя Управления государственного строительного надзора Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "3 от 15 сентября 2014г. (без отметки суда о ее поступлении), направленная для рассмотрения в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда сопроводительным письмом суда от 16 сентября 2014г., подана в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Приморско-Ахтарского района со специалистом управления государственного строительного надзора Краснодарского края проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства объекта: строительство " ... " в " ... " на пересечении " ... " " ... " О результатах проверки объектов капитального строительства была выдана справка от " ... "
Проверкой было установлено, что не проведена государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации), чем нарушена ч.1 ст.49 ГрК РФ.
В результате указанной проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от " ... " в отношении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 , на основании чего Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края вынесено постановление N " ... " от " ... " о привлечении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Отменяя постановление первого заместителя руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края " Ф.И.О. "4 от " ... " в отношении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ и прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренная законом проектная документация на проверяемый объект не подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 ГрК РФ, поскольку проверяемый объект не является объектом капитального строительства, для строительства которого необходимо получение разрешения на строительство, он является самостоятельным объектом, выполняющим функции вспомогательного использования.
Данный вывод судья вышестоящей инстанции находит необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость проведения экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Приведенное в названной норме понятие объекта капитального строительства не содержит в качестве обязательного его признака критерия прочной связи с землей (невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба назначению).
Согласно пункту 2.4.2 Правил устройства электроустановок (утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187) воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ представляет собой устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, относит к сооружениям законченные функциональные устройства для передачи энергии, такие как линии электропередачи. Это означает, что линией электропередачи является совокупность конструктивных элементов и устройств (трансформаторные подстанции, опоры линий электропередачи и т.п.), составляющих единый функциональный комплекс. При этом опора линии электропередачи является конструктивным элементом сооружения и самостоятельного практического значения не имеет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" линия электропередачи воздушная отнесена к подгруппе "сооружения" (код 12 4521125).
В пункте 2 Положения N 87 закреплена классификация объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. В подпункте в указаны линейные объекты, в том числе линии электропередачи.
В силу приведенных норм, спорный объект (2БКТП с линиями электропередачи) относится к объектам капитального строительства (сооружениям линейного типа).
Экспертиза проектной документации для объектов капитального строительства (часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ), а также особо опасных и технически сложных объектов (статья 48.1) для застройщика является обязательной. Исключения (для объектов капитального строительства) установлены в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, в которой линейный объект (воздушная линия электропередачи) не назван в числе объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе.
Следовательно, конструируемый обществом линейный объект относится к числу объектов, проектная документация которого требует положительного заключения экспертизы и, соответственно, поднадзорен управлению государственного строительного надзора Краснодарского края.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Вышеизложенное не было принято судом первой инстанции во внимание при принятии решения по жалобе ген. директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 на Постановление управления государственного строительного надзора Краснодарского края от " ... " .
Судом также не учтено то, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В указанном Перечне определены виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе, монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ (пункт 20.5. раздел III), монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно (пункт 20.10 раздел III).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отмене Постановления первого заместителя руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края " Ф.И.О. "4 от " ... " в отношении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ с указанием на отсутствие в его действиях состава правонарушения.
При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 11 июня 2014г., которым отменено Постановление первого заместителя руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края " Ф.И.О. "4 от " ... " в отношении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 , нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а Постановление первого заместителя руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края " Ф.И.О. "4 от " ... " о привлечении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ - оставлению без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Жалобу представителя Управления государственного строительного надзора Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "3 - удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 11 июня 2014г. - отменить. Постановление первого заместителя руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края " Ф.И.О. "4 от " ... " о привлечении генерального директора ОАО "НЭСК-электросети" " Ф.И.О. "1 к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей - оставить без изменения.
Судья
Краснодарского краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.