Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.М.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июля 2014 г. апелляционную жалобу Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 14 мая 2014 г. по делу по заявлению Удаловой Елены Владиславовны к Совету депутатов Можайского муниципального района о взыскании ежемесячного денежного содержания,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Совета депутатов Можайского муниципального района - Маликовой О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Удалова Е.В., считая неправомерными действия Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области, связанными с не перечислением гарантируемой выплаты ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности, обратилась в суд с заявлением о взыскании на счет ее банковской карты указанной гарантируемой выплаты в сумме "данные изъяты" руб. Ссылалась на то, что с 2009 года до октября 2013 года занимала должность председателя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области на постоянной основе и на основании пункта 3.3 Положения о гарантиях осуществления полномочий депутатами Совета депутатов Можайского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и Главой Можайского муниципального района (далее - Положение), утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 9 апреля 2010 г. N 163/2010-Р имеет право на получение ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой должности в течение четырех месяцев со дня прекращения полномочий независимо от трудоустройства.
Решением Можайского городского суда Московской области от 14 мая 2014 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, Совет депутатов Можайского муниципального района Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Совета депутатов - Маликовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда отменить по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Удалова Е.В. на момент прекращения полномочий председателя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области имела право на получение гарантированной выплаты ежемесячного денежного содержания по ранее занимаемой должности в течение четырех месяцев со дня прекращения полномочий, поскольку такая выплата была предусмотрена пунктом 3 статьи 3 Закона Московской области от 18 сентября 2009 г. N 107/2009-ОЗ в редакции, действовавшей до 27 декабря 2013 г., и абзацем первым пункта 3.3 Положения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как ни федеральное законодательство, ни региональное законодательство в соответствии с которыми разработано Положение, не предусматривали выплату ежемесячного денежного содержания депутатам на постоянной основе по ранее замещаемой муниципальной должности в течение четырех месяцев со дня прекращения полномочий независимо от трудоустройства.
Как усматривается из материалов дела, Удалова Е.В. с 2009 года на постоянной основе замещала должность председателя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области. Срок ее полномочий истек 3 октября 2013 г.
Положение о гарантиях осуществления полномочий депутатами Совета депутатов Можайского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и Главой Можайского муниципального района утверждено решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 9 апреля 2010 г., то есть после избрания Удаловой Е.В. председателем Совета депутатов. Согласно пункту 3.3 Положения депутатам на постоянной основе и Главе Можайского муниципального района по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения их полномочий гарантируется выплата ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой муниципальной должности в течение четырех месяцев со дня прекращения полномочий независимо от трудоустройства.
Пунктом 3 статьи 3 Закона Московской области от 18 сентября 2009 г. N 107/2009-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области" в редакции, действовавшей до 12 декабря 2013 г., было предусмотрено, что депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, по истечении установленного срока полномочий, а также в случае досрочного прекращения их полномочий, может быть выплачено денежное содержание в размере и порядке, установленных уставом, иными нормативными правовыми актами муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции от 4 ноября 2007 г. N 253-ФЗ, установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 5.1 статьи 40).
Уставом Можайского муниципального образования Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 2 августа 2006 г. N 310/33, выплата председателю Совета депутатов ежемесячного денежного содержания по ранее замещаемой должности в течение четырех месяцев со дня прекращения полномочий независимо от трудоустройства не предусмотрена.
Поскольку Положение противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то оно не подлежит применению.
Судом также не учтено, что гарантии депутатам могут быть предоставлены только на период депутатских полномочий. Предоставление более высокого уровня гарантий по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством за пределами срока полномочий депутатов регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджет
Проанализировав предписания статей 9, 53, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, недопустимо.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 5 апреля 2013 г. N 7-П, установление гарантий деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, является дискреционным полномочием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с абзацами первым и шестым части 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
При принятии решения судом не было учтено, что ограничения, предусмотренные бюджетным законодательством, в частности пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской, распространяются на Можайский муниципальный район Московской области, так как этот район является дотационным. Доля межбюджетных трансфертов бюджета Можайского муниципального района из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение последних отчетных финансовых лет превышает 30 процентов собственных доходов местного бюджета.
Статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1); муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления (пункт 2).
В целях реализации статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2009 г. N 947/48 утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих", согласно которым количество должностных окладов в год, необходимых для обеспечения установленных законодательства Московской области выплат лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области, в размере, не превышающем 32,7 оклада на 1 штатную единицу. При этом должностной оклад устанавливается в соотношении к должностному окладу специалиста II категории в органах государственной власти Московской области, равном среднему коэффициенту должностных окладов по каждой муниципальной должности или должности муниципальной службы (пункт 2); утвержден средний коэффициент должностных окладов по каждой муниципальной должности или должности муниципальной службы: для муниципальных образований с численностью постоянно проживающего населения от 50 тыс. человек и выше - в размере 2,3 (абзацы первый и второй пункта 3).
Судом первой инстанции не принято во внимание, что бюджет Можайского муниципального района на 2013 и 2014 годы формировался с учетом приведенных выше норм, а также то обстоятельство, что в период осуществления своих полномочий председателя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области Удалова Е.В. не издавала распоряжение о выплате ей единовременного денежного пособия.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 14 мая 2014 г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Удаловой Елены Владиславовны о взыскании ежемесячного денежного содержания отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.