Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего - Ворониной Е.И., Судей - Хасановой В.С, Ефремовой О.Н., При секретаре Семченко И.Г.,
С участием прокурора Третьяковой О.В., рассмотрела 29 сентября 2014 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа "Город Губаха" на решение Губахинского городского суда Пермского края от 08 июля 2014 года, которым постановлено - Иск прокурора г. Губахи в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, в защиту законных интересов муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" удовлетворить частично.
Признать незаконным (недействительным) приказ (распоряжение) Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" N 37 от 25.09.2014 о приеме на работу Зубаревой М.С.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" обязанность прекратить трудовые отношения с Зубаревой М.С. с момента вступления решения в законную силу.
В иске прокурора г. Губахи в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, в защиту законных интересов муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" в части отмены приказа (распоряжения) N 37 от 25.09.2014, отказать.
Заслушав доклад судьи Хасановой В.С, пояснения прокурора Третьяковой О.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Губахи в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, в защиту законных интересов муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" (КУМИ) о возложении обязанности прекратить трудовые отношения с Зубаревой М.С.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки в деятельности КУМИ было выявлено нарушение законодательства о муниципальной службе и коррупции. 25.09.2013 Зубарева М.С. была принята специалистом 1 категории отдела градостроительства КУМИ администрации городского округа "Город Губаха", с нею заключен трудовой договор. Однако постановлением администрации городского округа "Город Губаха" от 28.02.2014 N 265 утверждено штатное расписание N 1 от 01.03.2014 комитета по управлению муниципальным имуществом, согласно которому в отделе установлены: 1 штатная единица начальник отдела, 3 единицы ведущих специалистов и 1 единица ведущего специалиста по муниципальному земельному контролю. Зубарева М.С. была ознакомлена с должностной инструкцией ведущего специалиста отдела градостроительства КУМИ администрации городского округа "Город Губаха". С учетом указанных обстоятельств, Зубарева М.С. фактически была допущена к работе по должности ведущего специалиста отдела градостроительства КУМИ - старшей должности муниципальной службы, не имея необходимого образования, специальных знаний и стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности.
03.06.2014 прокурор дополнил иск требованием о признании незаконным и отмене приказа (распоряжения) N 35 от 25.09.2013 о приеме Зубаревой М.С. на работу.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал. В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" и третье лицо Зубарева М.С. иск не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха". В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что, по мнению ответчика, факт возникновения и существования трудовых отношений не связывается с наличием соответствующей должности в штатном расписании. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Приведены доводы о недоказанности выводов суда о том, что Зубарева М.С. выполняет должностные обязанности ведущего специалиста и занимает должность данной группы, поскольку в личном деле Зубаревой М.С. имеется также должностная инструкция специалиста 1 категории. Использованная прокурором должностная инструкция ведущего специалиста явилась следствием ошибки, поскольку на момент принятия Зубаревой М.С. такого подразделения как "отдел градостроительства и архитектуры администрации городского округа "Город Губаха" не существовало, данный отдел был ликвидирован в сентябре 2013 года. По мнению ответчика, должностная инструкция "ведущего специалиста" не может быть использована в качестве доказательств. Истцом не доказано, что Зубарева М.С. выполняет трудовые функции, с которыми не справляется. Из содержания трудового договора Зубарева М.С. фактически принята на должность специалиста 1 категории. На основании приказа N 37 от 25.09.2013 года Зубарева М.С. занимает должность специалиста 1 категории, квалификационным требованиям по которой, соответствует. Отсутствие в штатном расписании должности специалиста 1 категории вызвано определенной процедурой изменения в штатном расписании. Ошибка работодателя по не включению в штатное расписание должности само по себе не может являться основанием для прекращения трудовых отношений.
Далее приведены доводы о том, что прокурором не доказано наличие оснований для подачи им иска в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ, кроме того, указывается, что не представлено доказательств нарушения Федерального закона "О противодействии коррупции".
В деле представлены письменные возражения прокурора города Губаха на апелляционную жалобу, согласно которым он просит оставить решение суда без изменения.
Изучив и проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом, просившего о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отсутствие Зубаревой М.С, извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заслушав пояснения прокурора Третьяковой О.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяется в пределах доводов жалобы.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствий с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения, полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссия муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" и ст. 4 Закона Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных: по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" и ч. 3 ст. 3 Закона Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в РФ" квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 5 Закона Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для старшей группы должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее трех лет.
Аналогичное требование установлено п.п. "г" п. 1 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Губахинском городском округе, утвержденных решением Думы Губахинского городского округа от 18.01.2013 N 16.
В соответствии с Перечнем должностей муниципальной службы в Губахинском городском округе, утвержденным решением Думы Губахинского городского округа "Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в Губахинском городском округе от 18.01.2013 N 15 должность ведущего специалиста относится к группе старших должностей муниципальной службы.
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными решением Думы Губахинского городского округа "Город Губаха" "Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Губахинском городском округе" N 16 от 18.01.2013 для замещения должностей муниципальной службы в Губахинском городском округе устанавливаются следующие требования: к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: для старшей группы должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее трех лет.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ. трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда. предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края N 99 от 29.01.2013 года учрежден Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" с правами юридического лица. Комитет наделен функциями главного распорядителя, получателя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета городского округа "Город Губаха", в соответствии с возложенными полномочиями.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" N 37 от 25.09.2013 года Зубарева М.С. с 25.09.2013 года принята в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" на младшую муниципальную должность муниципальной службы специалистом 1 категории отдела градостроительства с заключением трудового договора N 8 от 25.09.2013 года.
В трудовом договоре с муниципальным служащим администрации городского округа "Город Губаха" N 8 от 25.09.2013 указано, что Зубарева М.С. поступает на муниципальную службу в Отдел градостроительства комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" и назначается на младшую должность муниципальной службы: специалистом 1 категории.
Кроме того, как видно из материалов дела, в штатном расписании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" на 01.05.2013 предусмотрены 1 штатная единица председателя и 6 штатных единиц ведущего специалиста с тарифной ставкой 7424 рубля. Согласно штатному расписанию Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" на 01.03.2014 года в отделе градостроительства предусмотрены 1 должность начальника отдела, 3 должности ведущего специалиста с тарифной ставкой 7424 рубля и 1 должность ведущего специалиста по муниципальному земельному контролю. В других отделах должности специалистов 1 категории также не предусмотрены.
В должностной инструкции ведущего специалиста отдела градостроительства и архитектуры, утвержденной заместителем главы администрации по развитию территории Т., указано, что ведущий специалист отдела градостроительства и архитектуры является муниципальным служащим, замещающим старшую муниципальную должность муниципальной службы Пермского края. В должностной инструкции имеется подпись Зубаревой М.С. об ознакомлении.
Установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав представленные сторонами доказательства, в том числе, касающиеся уровня профессионального образования Зубаревой М.С. и стажа ее работы, удовлетворяя исковые требования прокурора о признании незаконным приказа о приеме на работу Зубаревой М.С. и о прекращении трудовых отношений с Зубаревой М.С, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что Зубарева М.С. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования и стажа работы, необходимым для замещения должности в отделе градостроительства и архитектуры Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха". При этом правильно судом принято во внимание то значимое по делу обстоятельство, что в штатном расписании КУМИ как на момент приема Зубаревой М.С. на муниципальную службу, так и на момент судебного разбирательства, должность специалиста 1 категории, на которую она была принята, не была предусмотрена. В связи с чем, данное обстоятельство правомерно расценено судом в качестве доказательства о фактически сложившихся трудовых отношениях между Зубаревой М.С. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом, связанных с выполнением работником должностных обязанностей именно по должности ведущего специалиста.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку приходит к выводу о том, что продолжение работы Зубаревой М.С. в указанной должности, с учетом установленных по делу обстоятельств, противоречит как требованиям законодательства о муниципальной службе, так и общим понятиям, определенным в ст. 15 Трудового кодекса РФ. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о недоказанности вывода суда о том, что Зубарева М.С. выполняет должностные обязанности ведущего специалиста со ссылкой на наличие ознакомления последней с должностной инструкцией специалиста 1 категории, являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, отсутствие в штатном расписании должности специалиста 1 категории безусловно исключает возможность выполнения Зубаревой М.С. при работе в отделе градостроительства и архитектуры Комитета по управлению муниципальным имуществом выполнение каких-либо иных должностных обязанностей помимо обязанностей ведущего специалиста. Следует признать очевидным, что при отсутствии в отделе должности специалиста 1 категории и наличии только должности ведущего специалиста, заключение трудового договора с лицом на несуществующую должность является формальным, фактически произведено с целью завуалированного принятия лица не соответствующего квалификационным требованиям на старшую должность муниципальной службы, что безусловно является нарушением действующего законодательства. При таких обстоятельствах, правильность вывода суда первой инстанции сомнений не вызывает, факты, на основании которых сделаны выводы суда первой инстанции, следует признать очевидными, доводы ответчика являются неубедительными.
Поскольку на момент разрешения спора, соответствующие изменения в штатное расписание Комитета по управлению муниципальным имуществом не внесены, единственным способом устранения нарушения законодательства является прекращение трудовых отношений с Зубаревой М.С. по должности специалиста 1 категории.
При этом судебная коллегия учитывает, что принятие на муниципальную службу на несуществующую должность противоречит статье 15 Трудового кодекса РФ, кроме того, принятие лица на муниципальную службу не соответствующего квалификационным требованиям, противоречит требованиям законодательства о муниципальной службе, нарушает права муниципального образования, поскольку на должность, которая предусмотрена штатным расписанием, назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, установленных статьей 4 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". В связи с чем, исковые требования прокурором в рамках настоящего дела предъявлены в пределах полномочий, определенных ст.45 ГПК РФ, доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части, являются необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 08 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Губаха" - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.