Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда: Зубовой Е.А. , Дьякова А.Н.
при секретаре Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Окунева А.С. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... " , которым постановлено:
"Признать незаконным Распоряжение Министерства образования Омской области N " ... " от " ... " об отказе Морозову А. И. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обязать Министерство образования Омской области включить Морозова А. И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с " ... " .
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Морозову А. И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
В удовлетворении исковых требований к КУ "СРЦН "Забота" города Омска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А. , судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Морозов А.И. , " ... " года рождения, обратился с иском к Министерству образования Омской области, КУ "Санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота" города Омска о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения.
В обоснование указал, что является сиротой, поскольку его мать " ... " умерла, об отце ему ничего неизвестно, последний ушел из семьи в " ... " году, когда ему было " ... " года. Сведений о месте нахождения отца не имеет, жив ли он - не знает, о наличии родственников со стороны отца ему также не известно. После смерти матери истец обращался в органы опеки и попечительства с заявлением об определении его в детский дом, однако с их стороны никаких действий не последовало. " ... " он был определен в Центр для несовершеннолетних "Забота", где находился на полном государственном обеспечении до достижения 18 лет, а именно - до " ... " . Министерством образования Омской области ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по причине того, что его отец не был лишен родительских прав и сведения о его месте нахождения отсутствуют.
Просил признать его лицом из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ N 159 от 21.12.1996 года, обязать Администрацию города Омска предоставить ему благоустроенное жилое помещение.
Определением судьи от " ... " к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство имущественных отношений Омской области, в качестве третьего лица Морозов И.Н.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчиков, третьего лица.
Представителем Министерства образования Омской области Окуневым А.С. представлен письменный отзыв, в котором указано, что реализация права на предоставление жилья ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер, сведения о нахождении истца в списке отсутствуют.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Окунев А.С. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Указывает, что наличие соответствующего статуса должно быть подтверждено надлежащим образом оформленными доказательствами, в том числе официальными документами уполномоченных органов и организаций. " ... " Министерством образования было отказано Морозову А.И. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с не подтверждением утраты им в несовершеннолетнем возрасте попечения отца. При обращении Морозова А.И. в Министерство документ, подтверждающий отказ его отца от попечительства в отношении сына, отсутствовал, в связи с чем полагает выводы суда необоснованными.
В отзыве на апелляционную жалобу Морозов А.И. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены ( " ... " ), в суд не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В ст. 1 названного закона закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приведенный закон вступил в силу с 01.01.2013 года.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Из материалов дела следует, что родителями Морозова А.И. , " ... " года рождения, являются Морозов И.Н. и Морозова В.В.
" ... " мать истца - Морозова В.В. умерла.
Согласно приказу от " ... " N " ... " Морозов А.И. зачислен в ГУ Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота" города Омска".
По сведениям ГУ ОО "СРЦН "Забота" города Омска" от " ... " Морозов А.И. находился в данном учреждении на полном государственном обеспечении.
" ... " по достижению совершеннолетия истец отчислен из учреждения приказом N " ... " на основании личного заявления.
В настоящее время на основании приговора Омского районного суда Омской области от " ... " Морозов А.И. отбывает наказание в " ... " , конец срока - " ... " .
По сведениям Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области Морозов А.И. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
" ... " в Министерстве образования Омской области зарегистрировано заявление о включении Морозова А.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " N " ... " истцу отказано во включении его в указанный список. Согласно сообщению от " ... " причина отказа - непредставление документов, подтверждающих утрату Морозовым А.И. в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения в отношении отца - Морозова И.Н.
Данный отказ послужил основанием для обращения Морозова А.И. с иском о признании его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в соответствующий список и предоставлении жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт утраты Морозовым А.И. в возрасте до 18 лет попечения родителей, пришел к обоснованному выводу о том, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Статьей 43 Федерального закона от 02.07.2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" абзац 3 части 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ был дополнен указанием, на то, что детьми, оставшимися без попечения родителей, также являются дети, которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей.
Из материалов дела следует, что " ... " на основании решения Первомайского районного суда города Омска от " ... " брак между родителями Морозова А.И. прекращен.
В письме Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского АО города Омска от " ... " содержится просьба поместить в ГУ ОО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота" города Омска" несовершеннолетнего Морозова А.И. , оставшегося без попечения родителей, в связи с чем последний был зачислен в указанное учреждение на основании личного заявления.
Из письма ГУ ОО "СРЦН "Забота" города Омска" от " ... " следует, что мать Морозова А.И. умерла; отец не проживает с семьей с " ... " года, с матерью истца официально разведен; тетя несовершеннолетнего - Куликова Л.В. отказалась взять ребенка под опеку в связи с отсутствием взаимопонимания.
" ... " отец истца - Морозов И.Н. уведомлялся администрацией ГУ ОО "СРЦН "Забота" города Омска" о том, что его несовершеннолетний сын Морозов А.И. поступил в данное учреждение.
Из копии акта посещения семьи Морозова А.И. от " ... " следует, что при посещении квартиры " ... " установлено: в квартире находился отец А. - Морозов И.Н. и его сожительница. Из беседы с Морозовым И.Н. стало известно, что в " ... " года А. приезжал к нему с документом, в котором говорилось об отказе от А. , для того, чтобы тетя могла оформить опеку. Морозов И.Н. документ подписал, и А. больше к нему не приезжал. На вопрос о том, может ли он помогать своему сыну, последовал отрицательный ответ, с указанием на то, что он является инвалидом " ... " группы и ему не позволяют жилищные условия.
До достижения 18 лет Морозов А.И. находился в ГУ "СРЦН "Забота" города Омска" на полном государственном обеспечении.
Анализируя изложенное, судебная коллегия полагает доказанным факт утраты Морозовым А.И. в возрасте до 18 лет попечения родителей и, соответственно, отнесение его в соответствии со ст. 1 ФЗ N 159-ФЗ на момент обращения в Министерство образования Омской области к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.
Указание в жалобе на отсутствие на момент обращения истца к ответчику документа, подтверждающего отказ его отца от попечительства в отношении сына, отмену законно постановленного судебного акта не влечет, поскольку вывод суда основан на доказательствах, в своей совокупности свидетельствующих об отсутствии у Морозова А.И. попечения со стороны отца, при этом установление судом факта утраты попечения родителей в возрасте до 18 лет является самостоятельным основанием для отнесения лица к числу детей, оставшихся без попечения родителей и соответственно имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Отсутствие документа о лишении отца родительских прав либо ограничении его в родительских правах с достоверностью не свидетельствует о наличии попечительства отца над сыном, поскольку бездействие уполномоченных на то органов по инициированию лишения Морозова И.Н. родительских прав не может служить основанием для ограничения прав истца, лишения его предусмотренных в данном случае законодательством мер социальной поддержки.
Ссылки в жалобе на достижение Морозовым А.И. на момент обращения в суд с иском возраста 23 лет на правильность выводов суд не влияют, поскольку материалами дела подтверждено его обращение в Министерство образования Омской области в возрасте " ... " лет - " ... " , при этом отказ во включении истца в список признан судом незаконным, данные выводы суда сомнений не вызывают.
Таким образом, истцом представлены доказательства его обращения в установленные законом сроки, то есть до достижения 23-летнего возраста, в соответствующие органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот, а отказ в постановке признается судебной коллегией необоснованным, нарушающим его права, и, следовательно, срок реализации истцом своего права на предоставление жилого помещения, вопреки доводам жалобы, им не пропущен.
Поскольку Морозов А.И. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет обращался за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты", в чем ему было необоснованно отказано, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и обоснованно возложил на Министерство образования обязанность по включению истца в список детей-сирот для обеспечения жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Признав за истцом право состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и обязав Министерство образования Омской области включить его в данный список, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 8 указанного ФЗ, обоснованно обязал Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Морозову А.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п Порядком предоставления жилых помещений указанной категории лиц.
В данной части решение суда не обжалуется, в связи с чем предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для его проверки в апелляционном порядке в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.