Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю. ,
судей Подвязниковой Н.А. , Шукеновой М.А. ,
при секретаре Каревой Е.А. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2014 года
дело по апелляционной жалобе третьего лица Деменковой А.А. на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 18 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Шербакульского района" удовлетворить.
Признать необоснованным отказ Омской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в согласии на увольнение Деменковой А. АлексА.ны с должности заведующей отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Взыскать с Омской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в пользу Бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Шербакульского района" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... " ".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Шербакульского района" (далее по тексту БУ "КЦСОН Шербакульского района") обратилось в суд с иском к Омской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации о признании необоснованным отказа в согласии на увольнение, мотивируя тем, что приказом от 13 марта 2014 годы были внесены изменения в штатное расписание, согласно которым 18 мая 2014 года должность заведующего отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов подлежала сокращению, указанную должность занимала Деменкова А.А. на 0,5 ставки по совместительству. Кроме того, Деменкова А.А. занимает должность заведующего другим отделением на 0,5 ставки. 17 марта 2014 года ей было направлено уведомление о сокращении занимаемой ею должности, а также предложены вакантные должности для замещения. Между тем Деменкова А.А. отказалась от ознакомления с уведомлением, о чем были составлены акты. Поскольку Деменкова А.А. занимает должность заместителя руководителя выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, не освобожденной от основной работы, истец направил уведомление о расторжении трудового договора в Областной комитет профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ. 25 марта 2014 года названной организацией было принято решение об отказе в даче согласия на увольнение Деменковой А.А. В ответ на повторное уведомление от 29 апреля 2014 года, истец также получил отказ в согласии на увольнение. Истец считает, указанный отказ необоснованным, так как сокращение штата основано на объективной производственной необходимости, трудовая дискриминация в отношении Деменковой А.А. отсутствует.
Просило признать необоснованным отказ Омского областного комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в согласии на увольнение заведующей отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (0,5 ставки по совместительству), заместителя председателя первичной профсоюзной организации Деменковой А.А.
В судебном заседании представители истца Олейник Е.Н. , Семенченко Е.Н. , Руденко Л.Н. , действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что численность штатных единиц определяется актами министерства и количеством граждан, находящихся на обслуживании, выбор кандидатуры Деменковой А.А. никак не связан с ее профессиональной деятельностью, при выборе ее кандидатуры учитывалось преимущественное право на оставлении на работе. Деменковой А.А. предложены иные вакантные должности.
Представитель Омской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Хмельницкая Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих действительность сокращения штата, а также соблюдения преимущественного права на оставление работника на работе и предложение вакантных должностей для перевода. Полагала, что увольнение Деменковой А.А. связано с ее активной профсоюзной деятельностью.
Третье лицо Деменкова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе третье лицо Деменкова А.А. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение применения судом норм материального права. Считает, что ответчиком не представлено штатных расписаний организации до ее сокращения и после с подтверждением наличия или отсутствия штатной единицы или должности, доказательств, свидетельствующих о предложении работнику соответствующих вакантных должностей, а также доказательств, подтверждающих оценку профессиональных качеств работников, для выявления их преимущественного права на сохранении ими рабочего места. Суд, принимая решение об удовлетворении требований истца, не учел положений ст. 81,82 и 374 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, решение является незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель БУ "КЦСОН Шербакульского района" Олейник Е.Н. указала, что доводы жалобы Деменковой А.А. противоречат обстоятельствам установленным судом и направлены на переоценку представленных суду доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Деменкова А.А. с 04 мая 2010 года работает в должности заведующей отделением N 4 социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на 0,5 ставки на условиях внутреннего совместительства. Кроме того, истица занимает должность заведующей специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов ( 0,5 ставки)
Распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от 03 октября 2013 года N 755-р "Об утверждении рекомендуемой и предельной штатной численности государственных учреждений Омской области находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области" утверждена рекомендуемая штатная численность комплексных центров социального обслуживания населения.
Во исполнение указанного распоряжения БУ "КЦСОН Шербакульского района" 21 октября 2013 года был издан приказ N 329, в соответствии с которым была утверждена структура учреждения и произведено закрепление населенных пунктов за отделениями социального обслуживания, которым было утверждено 5 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов вместо шести. 29 октября 2013 года приказом N 344 утверждено новое штатное расписание.
Приказом N 401 от 29 ноября 2013 года было принято решение о расформировании с 31 декабря 2013 года отделения социального обслуживания N 4, заведующей которого является Деменкова А.А. При этом, учитывались показатели нагрузки конкретно на каждое в отдельности и на данное отделение на 01.05.2013 и на 2014 год исходя из количества обслуживаемых граждан на определенной территории. Так, отделение N4 обслуживало р.п.Щербакуль, д.Тарналы,д.Комиссаровское. Исходя из представленных статистических показателей, в указанном отделении нагрузка была значительно снижена.
Социальные работники перераспределены по территориальному принципу: социальных работников, оказывающих услуги на территории р.п. Щербакуль, включить в состав Щербакульского отделения социального обслуживания (ОСОД N2); социальных работников,оказывающих услуги на территории д. Тарналы и 1-е Комиссаровское включены в состав Борисовского отделения социального обслуживания (ОСОРД N4) с 01.01.2014г.
Решением работодателя Деменкова А.А. была уволена с указанной должности в связи с сокращением штата.
28 февраля 2014 года Шербакульским районным судом Омской области было рассмотрено гражданское дело по иску Деменковой А.А. к БУ "КЦСОН Шербакульского района" о восстановлении на работе, по результатам которого Деменкова А.А. была восстановлена в должности заведующей отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Шербакульского района с 28 февраля 2014 года.
Основанием для принятия указанного решения послужило нарушение работодателем процедуры увольнения, поскольку Деменкова А.А. с 29 октября 2013 года являлась заместителем руководителя первичной профсоюзной организации, в связи с чем, для ее увольнения требовалось согласие вышестоящей профсоюзной организации, которое работодателем получено не было.
В связи с принятым решения суда в штатном расписании была восстановлена должность заведующей отделением N 4 социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов 0,5 ставки (л.д.30-32).
Статьей 81 Трудового кодекса РФ также установлено, что увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Согласно протоколу заседания комиссии по организационно-штатным мероприятиям от 14.03.2014 постановлено: в связи с расформированием отделения N4, отсутствием социальных работников и отсутствием необходимости в руководстве отделением, подготовить уведомление о сокращении должности заведующей Деменковой А.А. с 18.05.2014 года с предложением вакантных должностей, согласно ее квалификации.
17 марта 2014 года, 31марта 2014 года, 17 апреля 2014 года Деменкова А.А. была уведомлена о сокращении занимаемой ею по совместительству должности на 0,5 ставки заведующей отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с одновременным предложением ей вакантных должностей. Вместе с тем, от ознакомления с уведомлениями в части касающейся вакантных должностей Деменкова А.А. отказалась, о чем были составлены акты.
Согласно ч.1 ст. 82 Трудовой кодекса РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ст. 82 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации, не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Для руководителей (заместителей) выборных профсоюзных коллективных органов статьей 374 Трудового кодекса РФ установлена повышенная правовая защита при решении вопроса о расторжении с ними трудового договора, направленная на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, которая заключается в том, что увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2,3 или 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
Из содержания приведенной нормы следует, что без реализации установленной специальной процедуры, а именно, получения согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, расторжение трудового договора с перечисленной категорией профсоюзных работников невозможно.
Судом установлено, что 18 марта 2014 года БУ Омской области КСЦОН Шербакульского района в адрес Омского областного комитета работников профсоюза государственных учреждений и общественного обслуживания было направлено уведомление о расторжении трудового договора с Деменковой А.А. Одновременно с уведомлением профсоюзной организации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 374 Трудового кодекса РФ были направлены проект приказа об увольнении и копии документов, являющимися основаниями для увольнения.
25 марта 2014 года в адрес руководителя БУ Омской области КСЦОН Шербакульского района была направлена выписка из решения заседания президиума Омской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, в соответствии с которым БУ Омской области КСЦОН Шербакульского района было отказано в увольнении Деменковой А.А. с должности заведующей отделением. Работодателю указано, что представленные им документы имеют общие положения и не имеют установленного законом правового содержания, подтверждающего объективную необходимость проведения сокращения и подтверждающие указанные в приказах обстоятельства.
29 апреля 2014 года БУ Омской области КСЦОН Шербакульского района в адрес Омского областного комитета работников профсоюза государственных учреждений и общественного обслуживания было повторно направлено уведомление о расторжении трудового договора с Деменковой А.А. , при этом положения ч. 2 ст. 374 были также соблюдены работодателем.
13 мая 2014 года в адрес руководителя БУ Омской области КСЦОН Шербакульского района была направлена выписка из решения заседания президиума Омской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ об отказе в увольнении Деменковой А.А. , мотивы отказа были аналогичны принятым решением 25 марта 2014 года.
Работодатель, воспользовавшись правом, предоставленным ему статьей 374 Трудового кодекса РФ обжаловал указанный отказ в суд.
Конституционный Суд РФ в Определении от 4 декабря 2003 года N 421-О "О проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации" указал, что суд, при рассмотрении дела о признании необоснованным отказа в увольнении выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, то есть увольнение носит дискриминационный характер. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.
Обосновывая необходимость сокращения должности заведующей отделением N 4, работодатель указал, что в связи с изменением с 01.01.2014 года нормативов социального обслуживания, соответственно изменений в нагрузке на социальных работников (1 социальный работник на 9 обслуживаемых в благоустроенном, на 6 обслуживаемых в неблагоустроенном секторе при необходимости социальных работников отделения 12-14 единиц на одно отделение), в связи с чем, возникла необходимость в сокращении отделения N4, заведующей которого является на 0,5 ставки по совместительству Деменкова А.А. и ее сокращении соответственно.
Кроме того, работодатель учитывал и то обстоятельство, что Деменкова А.А. имеет среднее специальное образование, не имеет на иждивении несовершеннолетних детей, а также наличие замечаний по качеству работы на указанной должности. Доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства имеются в материалах дела и им судом дана оценка в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доказательств, подтверждающих, что увольнение Деменковой А.А. , связано с занимаемой ею должностью заместителя первичной профсоюзной организации и имеет дискриминационный характер ответчик суду не представил, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению и приняты во внимание быть не могут.
Суд первой инстанции, изучив обоснованность и процедуру сокращения штата, доводы профсоюза о имевшей место дискриминации (что сокращение штата фиктивно и работодатель имел цель уволить председателя профсоюза, ведущего активную профсоюзную деятельность), обоснованно пришел к выводу, что права работника и профсоюза не были нарушены, а отказ вышестоящего профсоюза не основан на нормах права.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области от 09 ноября 2012 года N 56-п/59-п (ред. от 03.12.2013), утвержден отраслевого типовой устав бюджетного учреждения Омской области - комплексного центра социального обслуживания населения. Указанный устав является типовым и применяется КСЦОН Шербакульского района Омской области. В соответствии с п. 1.2 указанного устава учредителем Учреждения является Омская область. Функции Учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство труда и социального развития Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области (далее - Отраслевой орган). В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом (п. 1.5). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки (п.1.6).
В соответствии с разделом 5 Устава управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом. К компетенции отраслевого органа относятся вопросы, в том числе определение основных направлений деятельности Учреждения.
Учреждение возглавляет руководитель Учреждения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
При осуществлении трудовой функции руководитель Учреждения утверждает по согласованию с Отраслевым органом структуру и штатное расписание Учреждения.
Из анализа указанных положений Устава следует, что Распоряжения Министерства труда и социального развития Омской области носят для истца обязательный характер.
С целью соблюдения требований Отраслевого органа о рекомендуемой штатной численности процедура увольнения Деменковой А.А. в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ правомерно была начата заново.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами о том, что в настоящее время штатное расписание содержит должность заведующей отделения N 4, в связи с чем, Деменкова А.А. увольнению не подлежит.
Суд первой инстанции установил, что в штатном расписании, с 01 января 2014, содержится 135,1 штатных единиц, из них 9,6 штатных единиц заведующих отделений, в том числе 5 штатных единиц заведующих отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Штатное расписание от 28 февраля 2014 года содержит 135,1 штатных единиц, из них 10,1 штатных единиц заведующих отделением, в том числе, восстановленная 0,5 штатных единицы должности, занятые Деменковой А.А. по решению суда.
Штатное расписание, действующее от 28 февраля 2014 года, было приведено в соответствие с решением Шербакульского районного суда Омской области от 28 февраля 2014 года в соответствии с требованием ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой решение суда для работодателя являлось обязательным для исполнения. Вместе с тем, указанное штатное расписание противоречит Распоряжению Министерства труда и социального развития Омской области от 03 октября 2013 года N 755-р и должно быть приведено в соответствие с изложенными в нем требованиями.
Приказом от 13 марта 2014 N 62 вновь утверждено штатное расписание. В данном штатном расписании, с 18 мая 2014 года, содержится 135,1 штатных единиц, из них 9,6 штатных единиц заведующий отделением, в том числе 5 штатных единиц заведующих отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
В приведенной связи, судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 18 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.