Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Куликова О.Е. на решение Омского районного суда Омской области 22 июля 2014 года, которым постановлено:
"Требования Куликова О. Е. о признании противоречащим закону Проекта планировки индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " коттеджного поселка " " ... " ", утвержденного решением Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " 2011 N N " ... " , оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Куликова О.Е. - Клодет Ю.В. и представителя Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Быковой А.И., заключение прокуратура отдела областной прокуратуры Биенко Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куликов О.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, ссылаясь на то, что он является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами N " ... " и N " ... " , площадью " ... " кв.м и " ... " кв.м, находящихся в " ... " на территории микрорайона " " ... " ".
В рамках судебного разбирательства по делу N N " ... " он получил на руки копию Проекта планировки территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " коттеджного поселка " " ... " ", утвержденного решением Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " 2011 N " ... " , на основании которого Администрация " ... " сельского поселения подготовила и выдала ему градостроительные планы в отношении принадлежащих ему земельных участков.
Считает указанный Проект планировки не соответствующим требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации.
Так, Проект планировки коттеджного поселка " " ... " " содержит обязательные правила по ведению строительной деятельности на территории данного коттеджного поселка, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Однако в представленном Администрацией " ... " сельского поселения Проекте многих из указанных в ст.42 Градостроительного кодекса РФ сведений не содержится (в частности, нет ни одного надлежащим образом изготовленного чертежа и др.), в связи с чем орган местного самоуправления практически не имел возможности подготовить соответствующие закону градостроительные планы, которые ему выдал на руки, в результате чего были нарушены его права как собственника земельных участков и лица, осуществляющего строительство индивидуального жилого дома, поскольку в предоставленных ему градостроительных планах не содержится вся необходимая для строительства информация (в частности о местонахождении красных линий, о планируемых местах размещения объектов инженерной инфраструктуры и др.). Однако эти документы подготовлены в соответствии с оспариваемым Проектом планировки коттеджного поселка " " ... " ", который также не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, по оспариваемому Проекту планировки, публичные слушания, как этого требует ст.46 Градостроительного кодекса РФ, не проводились.
Его права нарушены тем, что ему не обеспечен беспрепятственный доступ к двум принадлежащим ему земельным участкам.
Просил признать незаконным Проект планировки территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " коттеджного поселка " " ... " ", утвержденного решением Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " 2011 N N " ... " .
В судебном заседании Куликов О.Е. заявленные требования поддержал. Пояснил, что из проекта планировки территории, выданного ему, следует, что не обеспечен беспрепятственный допуск к земельным участкам, принадлежащим ему на праве собственности. На сегодняшний день территория п. " ... " обвалована землей по периметру, в местах въезда на территорию стоят шлагбаумы. Отраженные в проекте планирования красные линии не являются таковыми, как они определены в Градостроительном кодексе РФ. Администрация всего лишь выделила их красным цветом. При подписании им проектной документации проект планировки не был еще опубликован, следовательно, не имел юридической силы. Кроме того, у него вызывает сомнение соответствие данного проекта планировки закону.
Представитель Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области Быкова А.И. в судебном заседании требования Куликова О.Е. не признала. Пояснила, что проект планировки территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа разработан и утвержден в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, и другими нормативными актами. Данный проект утвержден в 2011 году Советом " ... " сельского поселения. В проекте 2011 года действительно не были указаны кранные линии, поэтому в 2013 году внесены изменения в проект. 25.12.2013 решением Совета " ... " сельского поселения N N " ... " утверждены дополнения и изменения проектной документации по планировке территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа. Красные линии определяют границы земельного участка, по которым будет проходить инфраструктура. Земельные участки, по которым проходят красные линии, и дороги в поселке не имеют статуса земель общего пользования, так как земля находится в частной собственности. При въезде на территорию поселка стоят шлагбаумы, проезд разрешен только собственникам земельных участков. В настоящее время идет строительство газопровода. Процедура внесения дополнений в проектную документацию была соблюдена, дополнения внесены только после того как были проведены публичные слушания.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Куликов О.Е просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. Указывает на нарушение судом норм процессуального права, поскольку, не обладая специальными познаниями в области градостроительства и землеустройства, суд не назначил судебную экспертизу по делу. Судом не учтено, что в нарушение требований ч.14 ст.46 Градостроительного кодекса РФ и ч.5 ст.18 Правил землепользования и застройки данного сельского поселения, после опубликования 07.06.2011 и 28.12.2013 решений Совета " ... " сельского поселения об утверждении оспариваемого Проекта и об утверждении дополнений в проектную документацию, текст самого проекта и утверждаемых дополнений в эти даты опубликованы не были. Судом также не учтено, что в нарушение требований законодательства подготовка документации по планировке территории индивидуальной жилой застройки была органом местного самоуправления поручена " ... " без проведения торгов, при этом сотрудником администрации он не является. Также отсутствуют доказательства того, что с " ... " был заключен, например, договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Кроме того, судом не принято во внимание, что земельные участки, на которых расположены дороги и проезды на территории коттеджного поселка " " ... " " в " ... " не имеют статуса земель общего пользования, в связи с чем оспариваемый проект планировки не мог установить красные линии.
В отзыве на апелляционную жалобу глава " ... " сельского поселения Омского муниципального района " ... " просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания ст.ст.2,7,48,78 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п.1, 4 ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В ст.41 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 названной статьи).
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (ст.42 Градостроительного кодекса РФ).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч.2 ст.42 Градостроительного кодекса РФ).
Из ч.3 ст.42 Градостроительного кодекса РФ следует, что основная часть проекта планировки территории включает в себя 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч.ч.1-3 ст.43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии со ст.45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 1).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (ч. 5).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10).
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (ч. 19).
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа установлены ст.46 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с правилами указанной статьи проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5); в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7); при проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8); участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9); заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10); глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13); утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14).
Частью 6 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Аналогичные положения закреплены в ч.4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии со ст.13 Устава " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденного Решение Совета " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " 2006 года N N " ... " , с изменениями и дополнениями, Главой сельского поселения или Советом сельского поселения для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов сельского поселения по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий.
Решение о проведении публичных слушаний принимается не позже чем за 30 дней до даты рассмотрения соответствующим органом или должностным лицом проекта муниципального правового акта сельского поселения. Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта публикуется (обнародуется) не позднее, чем за 7 дней до дня проведения слушаний. Публичные слушания проводятся не позже чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта. Решение о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, информация о месте и времени проведения публичных слушаний публикуются (обнародуются) не позднее чем через 7 дней после принятия решения о назначении публичных слушаний. Администрация сельского поселения обеспечивает опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, не позднее чем через 7 дней после проведения публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что Куликов О.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... " , площадью " ... " кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, расположенного примерно в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... " , и земельного участка с кадастровым номером N " ... " , площадью " ... " кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, расположенного примерно в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... " , на основании договора купли-продажи земельных участков от 18.05.2011 (л.д. " ... " ).
На указанные земельные участки Администрацией " ... " сельского поселения Куликову О.Е. выданы градостроительные планы земельных участков с целью размещения на них объектов капитального строительства (л.д. " ... " ).
28.01.2011 Советом " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области в целях упорядочения системы территориального планирования и развития территории " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области и по результатам рассмотрения обращений " ... " принято решение N N " ... " о подготовке документации по планировке территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в селе " ... " земельных участков с кадастровыми номерами N " ... " . Подготовка документации по планировке территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " поручена " ... " (л.д. " ... " ).
Данное решение было опубликовано в газете " " ... " " N N " ... " от 01.02.2011 (л.д. " ... " ).
Постановлением Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 18.04.2011 N " ... " "О проведении публичных слушаний по утверждению проекта планировка территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа поселка " " ... " " " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области" публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа поселка " " ... " " " ... " были назначены на 29.04.2011 в " ... " часов (л.д. " ... " ).
Указанное постановления было опубликовано в газете " " ... " " N N " ... " от 20.04.2011 (л.д " ... " ).
29.04.2011 состоялись публичные слушания, по результатам которых принято решение об утверждении проекта планировки территории индивидуальной жилищной застройки усадебного типа поселка " " ... " " " ... " (л.д. " ... " ).
Из акта об обнародовании результатов публичных слушаний от 29.04.2011, подписанного главой " ... " сельского поселения следует, что в результате публичных слушаний, проведенных 29.04.2011 были приняты предложения, обнародование которых осуществлялось: путем вывешивания текста предложений на информационных стендах, предусмотренных для расклейки печатных материалов, раздачи текста предложений в трудовые коллективы через руководителей, через депутатов сельского поселения путем раздачи текстов предложений населению (л.д. " ... " ).
Протокол публичных слушаний от 29.04.2011 был опубликован в газете " " ... " " N N " ... " от 05.05.2011 (л.д. " ... " ).
Решением Совета " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято решение N N " ... " от " ... " 2011 об утверждении проекта планировки территорий индивидуальной жилой застройки усадебного типа поселка " " ... " " в " ... " . Указано, что решение вступает в силу с момента официального опубликования в " " ... " " (л.д. " ... " ).
Данное решение опубликовано в газете " " ... " " N N " ... " 07.06.2011 (л.д. " ... " ).
Постановлением Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 12.12.2013 N N " ... " в целях упорядочивания системы территориального планирования и развития территории " ... " сельского поселения, были назначены публичные слушания по вопросу утверждения дополнений в проектную документацию по планировке территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " " " ... " " на 23.12.2013 в 16.00 часов (л.д. " ... " ).
Указанное Постановление было опубликовано в газете " " ... " " N N " ... " от 17.12.2013 (л.д. " ... " ).
23.12.2013 состоялись публичные слушания, по окончании которых утверждено дополнение в проектную документацию по планировке территории индивидуальной жилищной застройки усадебного типа поселка в " ... " коттеджного поселка " " ... " " (л.д. " ... " ).
Из акта об обнародовании результатов публичных слушаний от 23.12.2013, подписанного главой " ... " сельского поселения следует, что в результате публичных слушаний, проведенных 23.12.2013 приняты предложения (согласно предложению) обнародование которых осуществлялось: путем вывешивания текста предложений на информационных стендах, предусмотренных для расклейки печатных материалов, раздача текста предложений в трудовые коллективы через руководителей, через депутатов сельского поселения путем раздачи текстов предложений населению (л.д. " ... " ).
Протокол публичных слушаний от 23.12.2013, заключение о проведении публичных слушаний от 23.12.2013 опубликованы газете " " ... " " N N " ... " от 28.12.2013 (л.д. " ... " ).
Решением Совета " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 25.12.2013 N N " ... " было утверждено внесение дополнений в проектную документацию по планировке территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " коттеджного поселка " " ... " ". Указано на вступление решения в силу с момента официального опубликования в газете " " ... " " и на официальном сайте поселения в сети "Интернет" (л.д. " ... " ).
Указанное решение опубликовано в газете " " ... " " N N " ... " от 28.12.2013 (л.д. " ... " ).
На основании изложенного с учетом указанных норм права суд пришел к правильному выводу о том, что порядок подготовки и принятия проекта планировки территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа в " ... " коттеджного поселка " " ... " " нарушен не был, оспариваемый проект подготовлен и принят в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ
Ссылки Куликова О.Е. в жалобе на то, что в нарушение требований ч.14 ст.46 Градостроительного кодекса РФ и ч.5 ст.18 Правил землепользования и застройки " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области сельского поселения, текст оспариваемого проекта и утверждаемых дополнений к нему не были опубликованы на официальном сайте муниципального образования, не могут быть приняты во внимание. Из содержания ч.14 ст.46 Градостроительного кодекса РФ следует, что опубликование указанных в данной норме документов осуществляется при наличии официального сайта муниципального образования в сети "Интернет".
Из представленного Администрацией " ... " сельского поселения договора возмездного оказания услуг N N " ... " от 06.05.2013 следует, что его предметом является создание сайта для Администрации данного сельского поселения.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемого проекта планировки сайт Администрацией " ... " сельского поселения не был создан, в связи с чем Проект планировки коттеджного поселка " " ... " " не мог быть размещен на сайте.
Кроме того, Правила землепользования и застройки " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области на момент подготовки и утверждения документации по планировке территории индивидуальной жилой застройки усадебного типа поселка " " ... " " " ... " сельского поселения приняты не были (утверждены решением Администрацией " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " 2011 N N " ... " ).
Довод заявителя о том, что суд, не обладая специальными познаниями в области градостроительства и землеустройства, не назначил судебную экспертизу по делу, также не может быть принят во внимание, поскольку установление соответствия оспариваемого проекта и порядка его принятия нормам действующего законодательства относится к правовым вопросам, подлежащим разрешению судом, не входящим в компетенцию экспертов.
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы жалобы Куликова О.Е. о незаконном поручении " ... " подготовить документацию по планировке территории индивидуальной жилой застройки.
Так, из материалов дела следует, что на момент поручения " ... " подготовки указанной документации он являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... " , площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: " ... " . В настоящее время - с 21.03.2014 " ... " является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... " , площадью " ... " кв.м. (л.д. " ... " ).
Пункт 8 ст.45 Градостроительного кодекса РФ предусматривает подготовку документации по планировке территории как органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, так и физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Реализация данного права физическими и юридическими лицами не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия у заинтересованного лица вещных прав на объекты недвижимости.
Намерение заинтересованного лица подготовить проект планировки территории за свой счет направлено, в том числе и на реализацию права участия в публичных слушаниях по рассмотрению проекта планировки территории (ст.46 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории (гл. 5 Градостроительного кодекса), а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий (п. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса).
Из анализа указанных норм прав следует, что сам по себе факт утверждения красной линии не придает земельному участку статус участка общего пользования, такие линии лишь ограничивают территории, которые являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом статусе земельного участка.
При таких обстоятельствах соответствующие доводы жалобы Куликова О.Е. являются необоснованными.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы Куликова О.Е. о имеющихся препятствиях в доступе к его земельным участкам, поскольку в этом случае он лишен права на защиту в ином порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омского районного суда Омской области 22 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликова О.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.