Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда: Дьякова А.Н. , Башкатовой Е.Ю. ,
при секретаре Макаровой Н.В. ,
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2014 г.
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 03 декабря 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Дуды Е. И. удовлетворить полностью.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Дуде Е. И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п.".
Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дуда Е.И. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, является выпускником КОУ ОО " " ... " ", где находился на полном государственном обеспечении с " ... " по " ... " .
Распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, которые относились к данным категориям, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
В судебном заседании Дуда Е.И. иск поддержал.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просила отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что предоставление жилого помещения истцу вследствие вынесения судебного постановления повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов лиц, вставших в очередь ранее.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просит решение суда отменить. Указывает, что Дуда Е.И. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями распоряжением Министерства от " ... " , то есть уже после формирования и направления в Министерство имущества и Министерство строительство соответствующих заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году. Факт нарушения права Дуды Е.И. на предоставление жилого помещения не доказан. Министерством в 2013 году в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Предоставление жилого помещения в соответствии с установленным порядком носит длящийся характер. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом. Резолютивная часть решения не позволяет определить конкретные обязанности для каждого из ответчиков.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 78-82).
Проверив дело, заслушав объяснения Дуды Е.И. , возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Удовлетворяя исковые требования Дуды Е.И. , " ... " г.р., суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет остался без попечения единственного родителя, распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " установлен факт невозможности проживания истца в доме " ... " в г.Омске, " ... " доля в праве общей долевой собственности на который принадлежит ему, и он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и лиц, которые относились к данной категории, достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В настоящее время отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее - Порядок N 284-п).
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Дуде Е.И. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения истец состоит с 13.09.2013, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела истцу жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства.
Вместе с тем Порядком N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено также и предоставление на запрос Министерства имущества Омской области сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества (п.9, 10).
Указание в жалобе на длящийся характер предоставления жилого помещения не является основанием для нарушения права истца на жилищное обеспечение в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с Порядком N 284-п. Выводов о праве истца на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
В Порядке N 284-п подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Дуды Е.И. жильем, отсутствует.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона и представленным по делу доказательствам. Оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 п. 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 03 декабря 2013года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.