Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу заведующей бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" О.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N 81 САО г. Омска от 21.11.2012 года и решение Советского районного суда г. Омска от 10.12.2012 года в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 81 САО г. Омска от 21.11.2012 года, которое решением Советского районного суда г. Омска от 10.01.2013 года оставлено без изменения, юридическое лицо - БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" было подвергнуто штрафу в размере __рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.
Как следует из постановления, ЧЧММГГ в ЧЧММ при проведении плановой выездной проверки в отношении БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" по адресу: г. Омск, выявлен факт невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно:
- не осуществляется накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы ГП-7 в количестве 60 штук) (приказ МЧС от 21.12.2005 года N 993 п. п. N 2, 3, 4, 6, 8, 41, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 10.01.2006 года N 7384; приказ МЧС России N 999 от 23.12.2005 приложение N 2). Образовательному учреждению требуется приобрести ГП-7 в количестве 560 штук для всего постоянного состава (из расчета количества работников учреждения 57 человек, + 5% от общего количества противогазов на подгонку маски).
За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.
В своей надзорной жалобе заведующая бюджетным дошкольным образовательным учреждением г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" О.Н. просит отменить постановление районного суда, в связи с отсутствием состава правонарушения. Считает, что накопление, освежение средств индивидуальной защиты невозможно в связи с отсутствием на данные цели финансирования департаментом образования Администрации г. Омска.
Изучив материалы дела N 5-/2012, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым постановление мирового судьи судебного участка N 48 Кировского АО г. Омска от 30.05.2012 года решение Кировского районного суда г. Омска от 27.11.2012 года отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ в отношении юридического лица БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" указанные требования закона судом 1 и 2 инстанции не были соблюдены, поскольку не все необходимые доказательства были проверены и оценены, в том числе и нормативные акты о полномочиях юридического лица БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида".
Требования п. 6 ст. 29.10 КОАП РФ о мотивированном решении по делу при вынесении постановлений являются актуальными и для решений по результатам рассмотрения жалоб, в соответствии со ст. 30.7 КОАП РФ.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Согласно пункту 4 Положения N 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В силу пункта 6 Положения N 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а, следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Приказ МЧС РФ от 26 июня 2012 г. N 358 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны.
Согласно 66 Административного регламента N 358 предметом проверки в области гражданской обороны является проверка соответствия и состояния используемых субъектом надзора объектов и имущества гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые субъектом надзора меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте N 358. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.
Суды 1 и 2 инстанции не учли, что в данном случае в материалах дела не усматривается, что у Учреждения имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Учреждение не подпадает под перечень объектов, указанных в Административном регламенте, а деятельность, осуществляемая Учреждением, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом сам по себе факт нахождения Учреждения в городе Омске, отнесенном к первой группе по гражданской обороне (население свыше 1000 тысяч человек), не является обстоятельством, в связи с которым на Учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.
Суды не истребовали справку из администрации муниципального образования "Город Омск" о том, что имеется у Учреждения мобилизационное задание на военное время, привлекается или нет Учреждение к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города, участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Таким образом, доказательств того, что БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 Административного регламента N 381, должностным лицом ГУ МЧС России по Омской области в материалы дела не представлено.
Суд не установил, расположено ли БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" в непосредственной близости от потенциально опасного объекта и подпадает в возможную зону чрезвычайных ситуаций техногенного характера (например: химического заражения)
Даже если Учреждение попадает в возможную зону химического заражения в случае аварии на потенциально-опасном предприятии, то это обстоятельство само по себе не свидетельствует о наличии у него обязанностей, предусмотренных законодательством для специально уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Так, пунктом 1.4 Правил N 285 определено, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
Согласно пункту 4 Положения N 993 обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.
Поскольку БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" является муниципальным учреждением и обязанность по обеспечению СИЗ учреждения возложена на органы местного самоуправления муниципального образования "Город Омск", учреждению от органов местного самоуправления на хранение СИЗ не передавались, Учреждение накапливает противогазы по требованию должностных лиц ГУ МЧС России по Омской области, хотя требования Правил N 285 в силу пункта 1.2 на него не распространяются.
В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 993.
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
Суды не истребовали доказательства нахождения Учреждения на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах.
Также суды посчитали, что Учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, даже не ссылаясь на то обстоятельство, что город Омск отнесен к одной из групп по гражданской обороне.
В силу пункта 6 Положения N 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако в материалах дела не приведены доказательства, подтверждающие необходимость функционирования Учреждения в военное время.
Как уже указано было выше, нет в деле справки из администрации муниципального образования "Город Омск" о том, имеет или нет Учреждение мобилизационное задание, привлекается или нет к выполнению иных мобилизационных работ, участвует или нет в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, является или нет организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Кроме того, из содержания пункта 4 Положения N 993 следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно Уставу (п.1.3) Учреждение является муниципальным образовательным учреждением. Функции и полномочия Учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска.
Учитывая статус БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида", которое является образовательным учреждением и не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие в материалах дела доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, поскольку из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что Учреждение является обязанным осуществлять накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы, медицинские средства), при таких обстоятельствах суды 1 и 2 инстанции неправомерно пришли к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч.1 КОАП РФ.
Кроме того, частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Протоколом об административном правонарушении установлены такие нарушения правил использования и содержания средств индивидуальной защиты со стороны юридического лица БДОУ г. Омска "Детский сад N комбинированного вида", как накопление, освежение средств индивидуальной защиты.
Понятиями "использование и содержание СИЗ" не охватываются понятия "накопление и освежение СИЗ".
Под освежением СИЗ можно понимать необходимость замены медицинских препаратов с истекшим сроком годности.
Однако в протоколе об административном правонарушении не отражены такие факты, в качестве установленных при проверке.
При указанных обстоятельствах виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ не была доказана совокупностью допустимых и достоверных доказательств.
Кроме того суды 1 и 2 инстанции не проверили законность составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КОАП РФ государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору.
Согласно п. 42) ч.2 ст. 28.3 КОАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, статьями 14.44, 14.46, частью 1 статьи 19.4, частями 12 - 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), статьей 19.33 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно ч.1 ст.28.3 КОАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч.1 ст.23.34 КОАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса. Следовательно, эти органы вправе составлять протоколы об указанных правонарушениях, к числу которых ст. 20.7 КОАП РФ не относится.
Согласно п.7) ст.28.3 КОАП РФ должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст.28.3 КОАП РФ Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно ч. 3. Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 27 января 2011 г. N 18, в соответствии с пунктом 7 части 2 и частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 Кодекса, в пределах компетенции вправе следующие должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России):
В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:
должностные лица управлений надзорной деятельности:
заместитель начальника главного управления по надзорной деятельности - начальник управления;
заместитель начальника управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
начальник группы;
главный специалист;
старший дознаватель;
старший инженер;
старший инспектор;
главный специалист-эксперт;
инженер;
инспектор;
дознаватель;
ведущий специалист-эксперт;
должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности:
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
главный специалист;
старший дознаватель;
старший инженер;
старший инспектор;
дознаватель;
инспектор;
инженер.
Между тем, протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.7 КОАП РФ был составлен государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору.
Указанное должностное лицо отсутствует в перечне должностных лиц имеющих право на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КОАП РФ, в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска "Детский сад N комбинированного вида".
Суд не выяснил, относится ли государственный инспектор Советского АО г. Омска по пожарному надзору к числу должностных лиц территориальных подразделений надзорной деятельности, упомянутых в Приказе МЧС РФ, или нет.
Между тем, законодатель разделяет полномочия должностных лиц органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, закрепив их в п. 42) ч.2 ст. 28.3 КОАП РФ, от полномочий должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, закрепив их в п.7) ст.28.3 КОАП РФ.
Кроме того, не проверена возможность юридического лица исполнить все перечисленные требования нормативных актов, не выяснено каким образом осуществляется бюджетное финансирование Учреждения: сметное или по государственному или муниципальному заданию, были ли включены расходы на указанные цели.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п. 4 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 81 САО г. Омска от 21.11.2012 года и решение Советского районного суда г. Омска от 10.12.2012 года в отношении бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ - отменить, прекратив производство по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Копию постановления направить для сведения заведующей бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска "Детский сад N комбинированного вида" О.Н.
Председатель
Омского областного суда В.А. Ярковой
Копия верна.
Судья В.А.Фетисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.