Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельская Г.А.
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Огородовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Третьяковского района Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 июля 2014 г. по делу
по иску прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Караваева Дмитрия Юрьевича к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о предоставлении жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Караваева Д.Ю. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Третьяковского района рассмотрено заявление Караваева Д.Ю. о нарушении его жилищных прав и установлено, что Караваев Д.Ю., "данные изъяты" г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Целинного районного суда от 09.12.1995 Караваев Д.Ю. отобран у матери Нутрихиной С.Ю. В соответствии с решением Змеиногорского городского суда от 15.05.2007 Нутрихина С.Ю. признана безвестно отсутствующей. Отец Караваева Д.Ю. лишен родительских прав.
Федеральным законодательством предусмотрена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам. Указанная обязанность возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств их бюджетов.
Караваеву Д.Ю. согласно действующему законодательству должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным статьей 8 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 N136-3C "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", а именно не менее 33 квадратных метров общей площади.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005г. N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
Постановлением администрации Староалейского сельсовета N *** от ДД.ММ.ГГ Караваев Д.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании части 6 статьи 5 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Алтайского края, обязан проинформировать об этом соответствующий территориальный федеральный орган государственной власти или исполнительный орган государственной власти Алтайского края.
Уполномоченным органом государственной власти края, обобщающим данные учета граждан и ежегодно составляющими сводный реестр лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, является управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
В нарушение указанных требований закона администрацией Староалейского сельсовета информации о принятии на учет Караваева Д.Ю. в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не направлялись. В связи с чем, Караваев Д.Ю. не включен в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края, чем нарушены его жилищные права.
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Караваеву Д.Ю. не предоставлено.
Органами государственной власти края и органами местного самоуправления Староалейского сельсовета также нарушено конституционное право Караваева Д.Ю. на жилище (ст. 40 Конституции РФ).
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Староалейского сельсовета по не направлению информации о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Караваева Д.Ю. в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в порядке ч. 6 ст. 5 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N115-ЗС; обязать администрацию Староалейского сельсовета направить информацию о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Караваева Д.Ю. в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Караваеву Дмитрию Юрьевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее 33 квадратных метров общей площади.
Определением суда от 08 июля 2014 года произведена замена ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в связи с его реорганизацией на ответчика Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в порядке правопреемства.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 июля 2014 года исковые требования прокурора Третьяковского района Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционного представления прокурор указал, что суд необоснованно пришел к выводу, что жилищные права Караваева Д.Ю. не нарушены в связи с тем, что он отбывает наказание в местах лишения свободы и требования прокурора являются преждевременными. Судом при рассмотрении дела не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что право Караваева Д.Ю. на обеспечение жилым помещением было нарушено компетентными органами непосредственно после включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Судом не принято во внимание, что на момент включения в указанный список Караваев Д.Ю. уже достиг возраста 18 лет, в местах лишения свободы не находился, заявление о предоставлении ему жилого помещения после освобождения из мест лишения свободы им не подавалось.
В отзыве на апелляционное представление прокурора, материальный истец Караваев Д.Ю. просил решение районного суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора Мищенко Е.Ю., поддержавшую апелляционное представление, судебная коллегия считает решение районного суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подп.1, 3 - 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По правилам п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ утратил силу с 01.01.2013г. пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении материальный истец Караваев Д.Ю. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на истца при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Из анализа приведенного законодательства и установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в совокупности, с учетом того, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, а социальная поддержка может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, следует, что являются верными выводы суда первой инстанции о том, что истец имеет право на обеспечение его жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Принимая решение об оставлении исковых требований прокурора без удовлетворения суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии на момент рассмотрения дела нарушений прав истца, так как сведения об истце Караваеве Д.Ю. включены в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Поскольку в настоящее время истец Караваев Д.Ю. отбывает наказание в местах лишения свободы, право на обеспечение истца жилым помещением должно быть реализовано после возвращении его из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы. Требования прокурора о предоставлении жилого помещения Караваеву Д.Ю. до отбывания наказания в исправительном учреждении, являются преждевременными.
Судебная коллегия не соглашается с выводами районного суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Караваеву Д.Ю. жилое помещение.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего до 01 января 2013г.) основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в этой норме юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При вынесении решения судом не принято во внимание, что в 2009 году Караваев Д.Ю. достиг возраста 18 лет, на момент включения в список детей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наказание в исправительных учреждениях не отбывал. Таким образом, у Караваева Д.Ю. как у нуждающегося в жилом помещении после прекращения над ним опеки, то есть еще в 2009 году, возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и он как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения был поставлен в установленном порядке на учет для получение жилья. Однако в нарушение закона жилое помещение по договору социального найма ему предоставлено не было.
Таким образом, у органа исполнительной власти возникла обязанность предоставить Караваеву Д.Ю. жилое помещение, с учетом требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
На основании статьи 17-1 Закона Алтайского края N136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора Третьяковского района Алтайского края удовлетворить.
Решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 июля 2014 г. в части отказа в удовлетворении требований прокурора Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Караваеву Д.Ю. жилое помещение отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Караваеву Дмитрию Юрьевичу жилое благоустроенное помещение в границах муниципального образования Третьяковский район Алтайского края площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 июля 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.