Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Спрыгиной О.Б.
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Обносовой MB .
при секретаре Кирилиной В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Спрыгиной О.Б. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Астрахани на решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 января 2014 года по делу по иску Куриловой Л. И. к Администрации г. Астрахани о признании незаконным отказа в предоставлении информации, постановления о переводе квартиры в нежилое помещение незаконными, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Курилова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Астрахани о признании незаконным отказа в предоставлении информации, признании постановления о переводе квартиры в нежилое помещение незаконным, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда, указав, что является собственником квартиры "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ г. Курилова Л.И. обратилась с письменным заявлением в Администрацию г. Астрахани о предоставлении реквизитов и изложении содержания Постановления Администрации г. Астрахани о переводе жилого помещения в нежилое - "адрес". Просила предоставить копию указанного Постановления, при этом, скрыть персональные данные физических лиц. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N N Куриловой Л.И. было отказано в предоставлении реквизитов документа, информации о его содержании, а также его копии.
Считает незаконными Постановление Администрации г. Астрахань "О переводе кв. N в домовладении по "адрес" в нежилое помещение", отказ в предоставлении информации о реквизитах и содержании Постановления о переводе жилого помещения "адрес" в нежилое.
Просила признать незаконными решение Администрации г. Астрахани об отказе предоставить Куриловой Л.И. реквизиты, содержание Постановления "О переводе кв. N в домовладении по "адрес" в нежилое помещение", отказ в предоставлении копии указанного постановления, признать недействительным Постановление Администрации г. Астрахани "О переводе кв. N в домовладении по "адрес" в нежилое помещение. Также просила взыскать с администрации МО "Город Астрахань" в пользу Куриловой Л.И. судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей, связанных с уплатой государственной пошлины, "данные изъяты" рублей за оказанные услуги представителя, а также компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
В судебное заседание истец Курилова Л.И. не явилась, ее представитель Мазаева Т.А., поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика - администрации г. Астрахани Твердохлебова И.Е. возражала против удовлетворения иска.
Третьи лица - Управление федеральной регистрационной службы по Астраханской области, Асанова Ф.Н. в судебное заседание не явились.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 22 января 2014 года исковые требования Куриловой удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Башковой Л.В. - Мальцева О.А. просит отменить решение районного суда, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
На основании п.5 ст. 330 ГПК РФ дело рассмотрено апелляционной инстанцией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ.
На заседание судебной коллегии Курилова Л.В., представители третьего лица - Управления федеральной регистрационной службы по Астраханской области не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания, о причине неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства на другую дату, не просили, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии указанных участников процесса (ст. 167 ГПК РФ).
Заслушав докладчика, объяснения Башковой Л.В., ее представителей - Башкова О.В., Пальцеву О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Астрахани - Радченкову Н.В., Асанову Ф.Н., полагавших решение незаконным и необоснованным, представителя Куриловой Л.И. - Мазаеву Т.А., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Заявляя указанные исковые требования, истец указывает на нарушение ответчиком требований Жилищного кодекса, выразившимся в использовании ответчиком общедомового имущества без соответствующего согласия всех собственников жилого многоквартирного дома. По мнению истца, установка дверного блока вместо оконного проема и оборудование крыльца и козырька направлены на использование общего имущества собственников жилых помещений и связаны с изменением режима пользования соответствующей частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Удовлетворяя заявленные требования, судебная коллегия исходит из того, что истцом нарушаются права собственников жилого многоквартирного дома.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Установлено, что Курилова Л.И. является собственником квартиры "адрес".
Асановой Ф.И. принадлежала квартира N в указанном доме, которая на основании договора купли - продажи продала ее Башковой Л.В.
Отчуждаемое нежилое помещение принадлежало Асановой Ф.Н. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности N, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 23 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи ЖК Российской Федерации, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В соответствии с положениями ст. 22 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данною Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, положения 2- 4 этой же статьи ЖК Российской Федерации не допускают перевод жилого помещения в нежилое помещение, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц; перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Иных оснований к отказу в согласовании перевода жилого помещения в нежилое Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Асанова Ф.Н. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани с заявлением о согласовании проекта перепланировки квартиры N "адрес". При этом ей был дан перечень документов, соответствующий выше требованиям Жилищного кодекса РФ. который необходимо было представить в администрацию г. Астрахани, и на ее письменное обращение администрация г. Астрахани дала письменный ответ, что получение согласия всех собственников многоквартирного дома в данном случае не требуется.
Проект перепланировки квартиры по адресу. "адрес" под магазин выполнен специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью коммерческой архитектурно - строительной фирмой "Архитон", имеющим лицензию на допуск к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Проект устройства отдельного входа со стороны лицевого фасада здания по адресу: "адрес" предусматривает, что в результате проведения строительных работ отдельный вход в квартиру проектируется на месте существующего окна в ограждающей стеновой панели квартиры. Проектом предусматривается разборка подоконного пространства стеновой панели в целях устройства отдельного входа. Устройство дверного блока в помещении N, устройство крыльца по фасаду по "адрес". При этом параметры квартиры и качество инженерно-технического обеспечения, не изменяются.
ДД.ММ.ГГГГ г. обоснованность и безопасность, правильность технических решений проекта ООО коммерческой архитектурно - строительной фирмы " "данные изъяты"" была подтверждена администрацией г. Астрахани, которая направила в адрес Асановой Ф.Н. уведомление о переводе жилого помещения, находящегося по адресу : "адрес" в нежилое, согласно Постановления администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г N N.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ года N N была сформирована приемочная комиссия по завершению перепланировки выше указанного помещения, приведённого в нежилое.
Таким образом, установлено, что процедура перепланировки и перевода помещения из жилого в нежилое проводилась Асановой Ф.Н. в административном порядке, в соответствии с требованиями ст.23 ЖК РФ.
Башкова Л.В. приобрела данное помещение после завершения перепланировки, как нежилое.
Тем не менее, несмотря на соответствие действий администрации г. Астрахани требованиям, предъявляемым Жилищным кодексом РФ к процедуре перевода помещения из жилого в нежилое, указанные в исковом заявлении доводы заявителя по восстановлению нарушенного права, заслуживают внимания.
В ходе разбирательства по делу установлено, что проект перепланировки квартиры, разработанный ООО коммерческой архитектурно - строительной фирмы " "данные изъяты"". предусматривает оборудование отдельного входа в помещение со стороны улицы в месте расположения оконного проема квартиры, путем разборки подоконной части строительной панели и устройства (монтажа) наружной лестницы-крыльца.
В числе представленных в администрацию г. Астрахани документов отсутствует документ, подтверждающий выраженное собственниками помещений многоквартирного дома мнение на использование заявителем общего имущества.
Согласно описанию устройства крыльца (содержание проекта устройства
отдельного входа, разработанного ООО коммерческой архитектурно
строительной фирмы " "данные изъяты""), проект перепланировки квартиры,
предусматривает занятие и единоличное использование заявителем в своих интересах части земельного участка с элементами озеленения, фундамента дома к которому непосредственно примыкает наружная лестница- крыльцо.
Это же обстоятельство подтверждается фотографиями места обустройства отдельного входа в квартиру, находящимися в материалах дела и фрагмента фасада дома по "адрес" (фотомонтаж с посадкой объекта) в составе проекта устройства отдельного входа.
В ДД.ММ.ГГГГ г. собственниками помещений дома "адрес" была избрана форма непосредственного управления многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ. администрацией г. Астрахани было принято постановление N N "О формировании земельного участка но "адрес" для эксплуатации многоквартирного дома", согласно которому сформирован земельный участок, площадью 2182 кв. м., по "адрес", в двадцать пятой территориальной экономической зоне из состава земель населенных пунктов, согласно прилагаемому проекту границ, для эксплуатации многоквартирного дома.
Во исполнение данного постановления данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. N N.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Согласно ч.1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с ч.1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ. если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. "в" ч. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Согласно представленному проекту, истица в принадлежащей ей квартире намерена осуществить устройство дверного проема, который проектируются на месте существующего окна, путем демонтажа подоконного участка наружной стены дома. Таким образом, в результате осуществления данного проекта фактически будет произведено разрушение части внешней стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме.
В материалах дела имеется техническое заключение ООО " "данные изъяты"" N, составленное по результатам обследования нежилого помещения 31 по адресу: "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ. Данное заключение составлено ГИП Катруцой М.Ю., который подтвердил изложенные в нем выводы в судебном заседании апелляционного суда.
Из содержания заключения и пояснений специалиста Катруцы М.Ю. следует, что в ходе перепланировки помещения был демонтирован ненесущий подоконный участок наружной стеновой панели. Данная стеновая панель является самонесущей и выполняет функции ограждения. В то же время она является опорой для таких же ограждающих стеновых самонесущих панелей, расположенных этажами выше.
В ходе перепланировки со стороны уличного фасада был выполнен отдельный вход с крыльцом.(п. 3.1 заключения). Функции отмостки выполняло и выполняет асфальтобетонное покрытие тротуара общей шириной 3,5 м., После устройства крыльца ширина тротуара на этом участке составляет -2м. (п.3.6 заключения). Над крыльцом устроен козырек в виде консольного навеса с покрытием из поликарбоната (п.3.1 заключения)(л.д.123-124).
Таким образом, несмотря на то. что стеновая панель не является несущей, а выполняет функции ограждающей конструкции, козырек расположен на стене дома, а для установки лестницы использован фундамент дома и часть асфальтового покрытия, которое выполняет роль отмостки дома, в силу ст. 36 ЖК РФ и п. "в" ч. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 перечисленные конструктивные элементы жилого дома являются общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома.
Согласно ст. 16 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме; в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета, данный земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п.2 ч.2. ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" следует, что разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации многоквартирного дома.(л.д.28). Под эксплуатацию магазина земельный участок не предоставлялся.
С учетом изложенного, собственник нежилого помещения должна была получить согласие собственников многоквартирного дома на изменение режима пользования земельным участком, присоединение крыльца и установку козырька к части общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательств, подтверждающих получение прежним собственником спорного помещения согласия собственников помещений в многоквартирном доме на использование общего имущества при обращении в администрацию с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, представлено не было.
Асанова Ф.Н. и представитель администрации г. Астрахани Радченкова Н.В. не отрицали, что решение собственников многоквартирного дома по данному вопросу не принималось, в администрацию г. Астрахани в пакете документов, представленных для согласования перевода помещения из жилого в нежилое, не представлялось.
Установив данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку перевод жилого помещения в нежилое осуществлен с нарушением установленного порядка, без согласия собственников помещений указанного дома.
Сообщением Министерства экономического развития Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ г., представленным в материалы дела, разъяснен порядок перевода нежилого помещения в жилое и жилого помещения в нежилое. Гак, если осуществляется реконструкция, переустройство и/или перепланировка помещений с присоединением к ним части общего имущества в многоквартирном доме (изменение границ помещения), то в соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, на такие реконструкцию, переустройство и/или перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, если в случае перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, не происходит изменение границ существующего помещения, согласие собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Действительно, нормы ст. 23 и ст.26 Жилищного кодекса РФ не требуют согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого помещения в нежилое. Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что, в данном случае необходимо учитывать требования п. 3 - 5 ст. 36, п. 2 ст. 40 и п. 1, 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, основываясь на положениях ст. ст. 36, 44 ЖК РФ, п.1 ст.247 ГК РФ, о необходимости получения согласия всех участников общей долевой собственности многоквартирного дома на перевод жилого помещения в нежилое, в вязи с чем суд приходит к выводу о признании Постановления N N от ДД.ММ.ГГГГ г. Администрации г. Астрахани "О переводе квартиры N N в домовладении по "адрес" в нежилое помещение" незаконным.
При разрешении заявленных Куриловой Л.И. требований о признании незаконным отказа Администрации г. Астрахани в предоставлении реквизитов Постановления N N от ДД.ММ.ГГГГ г., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления- информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее -подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В силу ст. 8 этого же Закона пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.
Согласно ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке. установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Такая информация предоставляется бесплатно.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом. Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления муниципальными правовыми актами. В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ г. Курилова Л.И. обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении информации, принималось ли органа местного самоуправления Постановление о переводе в нежилое жилого помещения - "адрес", просила указать данные, а именно, номер и дату Постановления, содержание документа, предоставить копию, в которой скрыть персональные данные лица.
Сообщением Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г. Куриловой Л.И. отказано в выдаче копии постановления на основании Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ, поскольку запрашиваемый документ содержит персональные данные собственника жилого помещения, которые в силу положений указанного закона и закона "О персональных данных" от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ являются конфиденциальной информацией, и не могут разглашаться без согласия субъекта персональных данных.
Отказывая в предоставлении запрашиваемой информации, администрацией г. Астрахани не учтено, что оспариваемым Постановлением о переводе жилого помещения в нежилое затронуты права и законные интересы Куриловой Л.И. как собственника жилого помещения - квартиры "адрес". Вместе с тем, законом предусмотрено обезличивание персональных данных лиц, в целях неразглашения сведений относительно личной жизни граждан.
Анализируя собранные по делу доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Куриловой Л.И. в части признании незаконным отказа в предоставлении информации, постановления о переводе квартиры в нежилое помещение незаконными.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Администрации г. Астрахани в пользу Куриловой Л.И. компенсации морального вреда, поскольку в суд первой и апелляционной инстанции не представлены доказательства, подтверждающие причинения ей действиями ответчика физических и нравственных страданий.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не подлежат удовлетворению требования Куриловой Л.И. о взыскании с Администрации г. Астрахани уплаченной при подаче иска государственной пошлины, поскольку в силу ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: 19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
При этом, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ. с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей (договор на оказание юридической помощи от 01.07.2013г. и расписка Мазаевой Т.А. в получении денежных средств).
В соответствии с п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для отмены решения суда в любом случае с вынесением по делу нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 января 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковое заявление Куриловой Л. И. к Администрации г. Астрахани о признании отказа в предоставлении информации, постановления о переводе квартиры в нежилое помещение незаконным, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать отказ Администрации г. Астрахани в предоставлении Куриловой Л. И. реквизитов Постановления "О переводе кв. N в домовладении по "адрес" в нежилое помещение", его содержания, его копии незаконными.
Признать недействительным Постановление N N от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации г. Астрахани "О переводе квартиры N N в домовладении по "адрес" в нежилое помещение" и отменить.
Взыскать с администрации г. Астрахани в пользу Куриловой Л. И. расходы на представителя в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") руб.
В удовлетворении остальной части заявления Куриловой Л.И.- отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.