Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Сударькова Е.В., Беляковой Н.В.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударькова Е.В.
гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Охранное агентство "Бастион" о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности провести специальную оценку условий труда работников,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ОАО "РЖД" в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО "РЖД",
по апелляционному представлению и.о. прокурора советника юстиции - Белобородовой Н.В.,
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 июля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Охранное агентство "Бастион" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда работников - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО ОА "Бастион" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда работников. Свои требования мотивировал тем, что по результатам проведенной 17.12.2013 г. Красноярской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране труда в ООО ОА "Бастион" было установлено, что ответчиком не в полной мере соблюдаются требования законодательства об охране труда об охране труда на территории пассажирского вагонного депо Красноярск:. В нарушение требований трудового законодательства аттестация всех рабочих мест охранников по условиям труда на железнодорожных вокзалах станций Красноярск, Чернореченская, Камарчага, Злобино, Базаиха, Енисей и на объекте КПП пассажирские платформы станции Красноярск не проведена.
С учетом заявления об изменении исковых требований, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", просит признать бездействие, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, незаконным, противоречащим требованиям законодательства об охране труда, обязать провести специальную оценку условий труда работников ООО ОА " Бастион", осуществляющих трудовую деятельность на железнодорожном вокзале станции Красноярск, включая КПП привокзальной площади вокзала, установив трехмесячный срок для исполнения решения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований на предмет спора ОАО "РЖД" в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" просит об отмене принятого по делу решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права при рассмотрении дела. Свои доводы мотивировал тем, что обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, Красноярская региональная дирекция железнодорожных вокзалов предоставляет территорию вокзального комплекса для выполнения служебных обязанностей охранников ООО ОА "Бастион". Порядок организации работы охранников, сменность, функциональные обязанности, оснащение рабочих мест с учетом специфики работы возлагается на работодателя ООО ОА " Бастион".
В апелляционном представлении и.о. прокурора советник юстиции - Белобородова Н.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что судом были неправильно установлены фактические обстоятельства по делу, дана неверная оценка собранным по делу доказательствам, неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" Ятина Е.В., действующая на основании доверенности от 04.08.2014 г., апелляционную жалобу поддержала по указанным выше основаниям, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении предъявленных требований.
Выслушав объяснения третьего лица - ОАО "Российские железные дороги", проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, заслушав заключение прокурора Грековой Л.Р., полагавшей, что судом неправильно применены нормы материального права и оно подлежит отмене, как незаконное и необоснованное, судебная коллегия находит апелляционную жалобу и апелляционное представление обоснованными, и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при разрешении настоящего дела.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Как следует из абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч.3 ст.3 названного закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Уставом ООО Охранное агентство " Бастион" создано решением единственного учредителя и зарегистрировано в ЕГРЮЛ 25 декабря 2004 года. в целях оказания разрешенных Законом РФ " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" видов охранных услуг в соответствии со специальным разрешением ( лицензией).
Согласно штатному расписанию ООО АО " Бастион" штатная численность работников по состоянию на 01 декабря 2013 года составляет 99 единиц, часть из которых осуществляет свои трудовые обязанности на объектах ОАО " РЖД" в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по охране железнодорожного вокзала Красноярск и привокзальной площади. В нарушение требований действующего трудового законодательства ответчиком до настоящего времени не проведена специальная оценка условий труда всех рабочих мест указанных работников.
Отказывая в удовлетворении предъявленных прокурором требований, суд исходил из того, что на железнодорожном вокзале Красноярск и привокзальной площади ответчик не имеет рабочих мест, поскольку по условиям заключенного с ОАО " РЖД" договора на 2014 год, рабочие места работникам ООО АО
" Бастион" предоставляются последним как заказчиком услуг, в лице структурного подразделения Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, соответственно обязанность по специальной оценке рабочих мест охранников должна быть возложена на заказчика по договору об оказании услуг по охране имущества.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства регулирующих спорные правоотношения, а также оценке собранных по делу доказательств.
Согласно частям 1,2 и 4 ст.8 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч.1 и ч.2 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на сторону трудового договора - работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
27.12.2013 года между ОАО "РЖД" в лице начальника Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" и ООО ОА "Бастион" был заключен договор об оказании услуг охраны имущества Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов N1301-юр, по условиям которого ООО ОА "Бастион" (исполнитель), принимает на себя обязательства оказывать заказчику услуги по постовой охране и защите имущества заказчика от противоправных посягательств, осуществлению визуального контроля с целью обнаружения бесхозяйных предметов, подозрительных лиц и возможных опасных ситуаций, предупреждению и пресечению хищения имущества на месте осуществления охранной деятельности, охране имущества системами охранно- пожарной сигнализации, средствами тревожной сигнализации, средствами видеонаблюдения, установленными на площадях Заказчика и выведенными на пульт видеонаблюдения Исполнителя, обеспечению порядка при проведении массовых мероприятий на территории вокзального комплекса, защите жизни и здоровья граждан. Заказчик обязуется принимать и оплачивать Услуги исполнителя на условиях, предусмотренных Договором.
Для выполнения принятых на себя обязательств по договору, ООО ОА
" Бастион" в соответствии с разделом 5 договора обязано иметь по адресу оказания услуг согласованный с руководством объекта табель постов, в котором должны быть указаны количество, границы, маршруты патрулирования, задачи постовых их вооружение и оснащение спецсредствами, схему оповещения и инструкции регламентирующие работу постовых, для всех работников нагрудные бейджи или личные карточки с указание ФИО и принадлежности к охранному агентству. Все работники охранного агентства должны быть в форменной одежде. установленного образца, при себе иметь удостоверение и соответствующую лицензию.
Кроме того, в соответствии с п.5.1.15 договора исполнитель проводит обучение, инструктажи и другую необходимую подготовку своих работников.
Изложенное выше свидетельствует о том, что оказание услуг по охране вверенного ООО ОА " Бастион" имущества ОАО " РЖД" осуществляется за счет собственных сил и средств ответчика как стороны по договору.
Вывод суда о том, что в соответствии с п. 6.1.6 договора Заказчик обязан создавать работникам Исполнителя необходимые условия труда, в том числе предоставить им необходимые для выполнения обязательств по настоящему договору рабочие места и стационарные средства связи, в связи с чем, ООО ОА " Бастион" не имеет на вверенной под охрану территории рабочих мест основано на неверном толковании судом условий заключенного договора. Обязанности ОАО " РЖД", предусмотренные п. 6.1.6 договора от 27 декабря 2013 года сводятся к предоставлению помещения для размещения работников ООО АО
" Бастион" и КПП на привокзальной территории.
Специфика охранной деятельности заключается в том, что охранные обязательства, как правило, выполняются на объектах, принадлежащих заказчику в соответствии с заключенными договорами на оказание охранных услуг, однако это не умаляет обязанности работодателя, каковым в настоящем споре для охранников является ООО АО " Бастион", по проведению специальной оценки условий труда привлеченных для этих целей своих работников, в целях исполнения обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Поскольку ООО АО " Бастион" обязанность предусмотренная законом не была исполнена, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового, об удовлетворении требований прокурора.
Срок, предложенный прокурором, для исполнения ответчиком обязанности по специальной оценки условий труда охранников является достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 июля 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать бездействие ООО АО " Бастион" в не проведении специальной оценки условий труда работников незаконным.
Обязать ООО АО " Бастион" в течение трех месяцев провести специальную оценку условий труда работников, осуществляющих трудовую деятельность на железнодорожном вокзале станции Красноярск, включая КПП привокзальной площади вокзала.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.