Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Шошиной А.Н., Бреевой С.С.,
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска Гоцалюка В.В. и департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнова В.Н. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июля 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска, выразившееся в неуведомлении участника программы "Сотрудничество" Синишина Д.М. о необходимости предоставления в период с 1 января по 1 июля 2013 года предусмотренного пунктом 2.8, утверждённого Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года N437-П Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области, заявления о получении социальной выплаты.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить Синишина Д.М. в общем окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" исходя из даты постановки на учёт на основании протокола N43 от 24 ноября 2011 года (год постановки на учёт - 2011), составом семьи из двух человек, включая супругу Синишин З.В..
Взыскать с Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Синишина Д.М. судебные расходы по 6 950 (Шесть тысяч девятьсот пятьдесят) рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Синишин Д.М. обратился в суд с иском к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее- департамент) и Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска (далее- НГДИ) о признании незаконным бездействия НГДИ, выразившегося в неуведомлении его как участника программы о необходимости предоставления соответствующего заявления в период заявочной компании 2013 года; восстановлении в общем списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
В обоснование исковых требований указал, что в 2011 году включён в список участников программы "Сотрудничество". На основании приказа департамента от 13 февраля 2014 года исключён из списков участников программы в период заявочной кампании в 2013 году на основании п.п. "ж" п. 2.10 Положения о реализации программы "Сотрудничество", поскольку не предоставил в 2013 году заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Полагает исключение из списка участников программы незаконным, поскольку орган местного самоуправления не уведомил его о необходимости ежегодного предоставления такого заявления, тогда как такая обязанность предусмотрена Положением.
Определением суда от 28 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Синишин Зоряна Васильевна.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Синишина Д.М., его представителя Гончара И.Н., третьего лица Синишин З.В.
Представитель Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска Гоцалюк В.В. в судебном заседании иск не признал.
Представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, просил в иске отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
Представитель Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска Гоцалюк В.В. в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска, ссылаясь на то, что до начала заявочной компании были осуществлены меры по информированию граждан о начале её проведения путём опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации. Обязанности по уведомлению каждого претендента об участии в программе не имелось. Полагает, что судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат частичному взысканию с учётом требований процессуального закона о принципе разумности таких расходов. Кроме того, указал на наличие оснований для освобождения от уплаты судебных расходов.
В апелляционной жалобе представитель департамента Чепурнов В.Н. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, указывая на обязанность гражданина по предоставлению в установленные сроки необходимых документов и обязанность по отслеживанию гражданином изменения условий реализации программы.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Синишин Д.М. с 24 ноября 2011 года состоял в списке очередников граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы "Сотрудничество", составом семьи из двух человек.
На основании приказа департамента строительства и жилищной политики ЯНАО N35-ОД от 13 февраля 2014 года он был исключён из списков программы на основании п.п. "ж" п.2.10 Положения о реализации программы "Сотрудничество", поскольку не предоставил в 2013 году заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что право граждан на получение жилищных субсидий, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, предусмотрено Федеральным законом от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ст. 1).
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы, постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года N437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.8 Положения на основании списков граждан по муниципальным образованиям департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", по состоянию на 01 января года, следующего за текущим.
Окружной список формируется в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Положения, при этом граждане, подавшие заявление в одно время, включаются в окружной список в зависимости от наибольшего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и утверждается приказом департамента до 15 февраля года, следующего за текущим.
Выписки из окружного списка направляются департаментом в органы местного самоуправления для дальнейшего уведомления граждан не позднее 15 рабочих дней с момента утверждения списка.
Органы местного самоуправления обязаны письменно уведомить граждан по форме согласно приложению N5 к настоящему Положению, а именно о том, что гражданам ежегодно с 01 января по 01 июля необходимо представлять в органы местного самоуправления заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". Непредставление указанного заявления является основанием для исключения из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Судом установлено, что в нарушение нормативного акта Ямало-Ненецкого автономного округа, Синишин Д.М. не был извещён органом местного самоуправления о начале проведения заявочной компании, в результате чего им не была подана соответствующая заявка, и он исключён из списков участников программы.
Поскольку права истца были нарушены по вине органа местного самоуправления, то они подлежали восстановлению способом, указанном в судебном решении.
Статьи 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в том числе в сфере предоставления дополнительных гарантий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из материалов дела следует, что новое правовое регулирование, согласно которому участники программы "Сотрудничество" ежегодно должны предоставлять заявление об участии в программе введено с 1 января 2013 года. До этого времени такой обязанности на граждан не возлагалось.
При этом судебная коллегия учитывает, что если органом государственной власти устанавливаются новые правила в сфере длящихся правоотношений по предоставлению дополнительных льгот и компенсаций с установлением норм, направленных на прекращение таких правоотношений (исключение из списков участников программы по предоставлению социальной выплаты), то участники программы, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, должны быть надлежащим образом уведомлены о возникших изменениях.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, согласно статье 94 ГПК РФ, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
Приведёнными нормами процессуального закона предусмотрена возможность компенсации издержек, связанных с рассмотрением дела стороне, в чью пользу состоялось решение суда, за счёт другой стороны.
Из материалов дела следует, что решение суда состоялось в пользу истца Синишина Д.М.
Понесённые им судебные расходы на оплату оплата услуг представителя Гончара И.Н. по консультированию, составлению искового заявления, представлению интересов в суде в заявленной сумме документально подтверждены.
Определяя размер подлежащих возмещению Синишину Д.М. судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции верно руководствовался приведёнными положениями процессуального закона, а также учёл принцип разумности, как это требуют положения ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы представителя НГДИ со ссылками на нормы налогового законодательства являются ошибочными и на законность принятого решения не влияют.
Государственные органы и органы местного самоуправления, несмотря на их статус, являются стороной по делу и не освобождаются от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
В данном случае Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска и департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа являются стороной по делу, требования истца были удовлетворены, с учётом положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчики обязаны возместить Синишину Д.М. понесённые судебные расходы.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.