Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Чербаевой Л.В.,
судей: Баранова В.В., Ледовских И.В.,
при секретаре: Нагорновой О.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Комовой Т.Ф. о признании незаконным отказа администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
по апелляционной жалобе Администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 мая 2014 года,
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комова Т.Ф. обратилась в Тамбовский районный суд с названным заявлением, указав, что ей был предоставлен в аренду земельный участок площадью *** кв.м., расположенный по адресу: *** для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками, согласно договору аренды земельного участка N *** от 10 октября 2013 года, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области 19 ноября 2013 года на основании постановления администрации Горельского сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области N *** от 17 января 2014 года.
13 марта 2014 года она обратилась в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома с приложением всех необходимых документов. Однако, администрация Тамбовского района Тамбовской области, рассмотрев заявление, отказала в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома письмом за N *** от 24 марта 2014 года, сославшись на то, что к заявлению не были приложены документы, предусмотренные п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и что строительство индивидуального жилого дома начато до получения разрешения на строительство. Считает отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным, нарушающим права арендатора земельного участка. Строительство гаража (надворная постройка) начато в 2013 году, разрешение на его строительство не требуется в силу п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В силу п. 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ администрация запрашивает самостоятельно отсутствующие документы, необходимые для выдачи разрешения и не представленные заявителем. Таким образом, отказ администрации лишает возможности осуществления строительства с началом строительного сезона. Просит признать незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу *** и обязать администрацию выдать разрешение на строительство.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 мая 2014 года заявление Комовой Т.Ф. удовлетворено.
Отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области N *** от 24 марта 2014 года в выдаче Комовой Т.Ф. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ***, признан незаконным.
Суд обязал администрацию Тамбовского района Тамбовской области выдать Комовой Т.Ф. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: ***
В апелляционной жалобе администрация Тамбовского района Тамбовской области просит отменить названное решение. Доводы жалобы следующие.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области (исх. N *** от 24.03.2014г.) отказала Комовой Т.Ф. в выдаче разрешения на строительство, поскольку к заявлению не были приложены необходимые документы в соответствии с п. 9 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ, а именно: градостроительный план земельного участка и схема размещения объекта индивидуального жилищного строительства, строительство объекта начато до получения разрешения на строительство, что подтверждается представленным кадастровым паспортом на объект незавершенного строительства.
В соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Из содержания ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со статьями 43-46, 50-53 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план является документом обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Вопрос о возможности осуществления строительства на данном участке решается при выдаче разрешения на строительство на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства с дозволенными, согласно градостроительному плану, действиями на земельном участке.
В связи с тем, что в администрации Горельского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области правила землепользования и застройки находятся на стадии разработки, то получение градостроительного плана земельного участка является необходимым.
В решении Верховного суда РФ от 14.05.2012 по делу NАКПИ 12-290 сделан вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования.
Согласно п. 2 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел "Схема планировочной организации земельного участка". Данная схема выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка. Требования к содержанию данного раздела установлены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N87 (ред. от 13.04.2010) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
На основании ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
За градостроительным планом земельного участка физическое или юридическое лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка (п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ), но Комова Т.Ф. в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с таким заявлением не обращалась.
Однако судом сделан вывод о необходимости истребования градостроительного плана земельного участка администрацией Тамбовского района Тамбовской области, что является существенным нарушением норм градостроительного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 9 ст. 51 ГрК РФ при обращении за выдачей разрешения на строительство заявитель предоставляет следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. В число необходимых документов входит, в том числе, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 13 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В п. 11 ст. 51 ГрК РФ сказано, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия
решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требования градостроительного плана земельного участка;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Полагает, что отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области N *** от 24.03.2014 года подготовлен в соответствии с нормами действующего градостроительного законодательства.
В настоящее судебное заседание пр6едставитель администрации Тамбовского района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель заявительницы Храпцов В.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для ее удовлетворения не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконного возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Признание заявления обоснованным в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ влечет принятие судом решения об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявление Комовой Т.Ф. о признании незаконным отказа в выдаче ей разрешения на строительство, суд первой инстанции с правильным применением соответствующих норм градостроительного законодательства пришел к выводу, что указанный отказ данному законодательству противоречит и нарушает законные права и интересы заявительницы.
Последней земельный участок предоставлен в аренду именно для индивидуального жилищного строительства.
Отказывая в выдаче разрешения на осуществление последнего, администрация Тамбовского района указала, что Комовой Т.Ф. не предоставлены предусмотренные п. 9 ст. 51 ГрК РФ документы, как то: правоустанавливающие на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме этого, указано на то, что строительство уже начато.
Между тем, как в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела по апелляционной жалобе администрации, последняя не доказала тот факт, что Комова Т.В. не предоставила правоустанавливающий документ на земельный участок, коим является договор аренды, схема планировочной организации этого участка, а также тот факт, что заявительницей на предоставленном ей земельном участке начато строительного именного жилого дома, а не гаража, как она поясняет.
Напротив, указанные документы имеются, они приобщены к делу. Помимо этого, заявительницей в подтверждение своих утверждений о начале строительства лишь гаража предоставлен соответствующий кадастровый паспорт.
Что касается доводов администрации Тамбовского района об обязанности заявительницы предоставить помимо прочих документов градостроительный план земельного участка, они на законе, а именно на ст. 51 ГрК РФ не основаны. Так, в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка причислен к документам, необходимым для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. В силу ч. 9.1 названной статьи ГрК РФ документы, указанные в пунктах 1 и 2 ч. 9 статьи запрашиваются соответствующим органом (в данном случае - органом местного самоуправления) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. Установлено, что градостроительный план, который администрация Тамбовского района требует от заявительницы для выдачи ей разрешения на строительство, выдает она же сама.
О каких-либо других обстоятельствах, которые являлись бы препятствием для выдачи Комовой Т.Ф. разрешения на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с регулируемыми соответствующие правоотношения нормами закона, администрацией Тамбовского района не заявлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, принятое при соблюдении процессуальных норм, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тамбовского района - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.