Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики РФ в составе председательствующего Гафарова Р.Р., судей Нестеровой А.А. и Карлинова С.В., при секретаре судебного заседания Димитриевой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах ребенка-инвалида ФИО 1 к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Бюджетному учреждению "Вурнарский центр социального обслуживания населения" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании бездействия ответчиков, выразившегося в непредоставлении детского кресла-стула с санитарным оснащением ребенку-инвалиду незаконным, возложении обязанности выдать указанное кресло-стул ФИО 1 в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 10 июля 2014 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, выразившееся в необеспечении выдачи кресла-стула детского с санитарным оснащением ребенку-инвалиду ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения;
обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить выдачу ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающему по адресу: "адрес" кресла-стула детского с санитарным оснащением в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
в удовлетворении иска прокурора Вурнарского района Чувашской Республики к БУ "Вурнарский центр социального обслуживания населения" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании бездействия в необеспечении выдачи кресла-стула детского с санитарным оснащением ребенку-инвалиду ФИО 1 незаконным и обязании его обеспечить ФИО 1 креслом-стулом детским с санитарным оснащением отказать.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вурнарского района Чувашской Республики обратился в суд с учетом последующего уточнения с иском в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и БУ "Вурнарский центр социального обслуживания населения" Минздравсоцразвития Чувашской Республики, выразившееся в непредоставлении кресла-стула детского с санитарным оснащением ФИО 1, и обязать ответчиков выдать кресло-стул детское с санитарным оснащением в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что 01 апреля 2014 года Гордеева Г.В. обратилась в БУ "Вурнарский центр социального обслуживания населения" Минздравсоцразвития Чувашской Республики с заявлением о выдаче в безвозмездное пользование кресла-стула детского с санитарным оснащением, которое в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 01 апреля 2014 года положено ее ребенку-инвалиду ФИО 1 В нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" ФИО 1 не был обеспечен техническим средством реабилитации, а также ему не выплачена денежная компенсация в размере стоимости указанного технического средства реабилитации.
В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района Михайлов Д.Ю. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Истец Гордеева Г.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовал, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства.
Представитель ответчика БУ "Вурнарский центр социального обслуживания населения" Афанасьева Н.М. иск не признала, указав, что вины учреждения в бездействии не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку при рассмотрении дела суд не учел, что Минздравосоцразвития ЧР осуществляет переданные полномочия Российской Федерации субъекту Российской Федерации в области охраны здоровья и социальной защиты граждан в пределах бюджетных ассигнований республиканскому бюджету в форме субвенций на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Такие средства были закуплены и выданы в пределах выделенных ассигнований. Кроме того, законодательством не предусмотрено внеочередное обеспечение средствами реабилитации граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, поэтому внеочередное предоставление технических средств реабилитации ФИО 1 ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3.27.17 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года N 229, полномочия по обеспечению лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Чувашской Республики, техническими средствами реабилитации, входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. N 2347-р, протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, возложены на Минздравосоцразвития ЧР.
Пунктами 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами, которое осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о передаче Кабинету Министров Чувашской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2418-1, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является расходным обязательством Чувашской Республики в лице ее уполномоченного органа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, то есть обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов возлагается на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, а БУ "Вурнарский центр социального обслуживания населения" согласно п. 1.2 Порядка осуществляет прием документов на получение TCP и постановку инвалидов на учет.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно индивидуальной программе реабилитации N 431 от 01 апреля 2014 года ФИО 1 необходимо техническое средство реабилитации - кресло-стул с санитарными оснащением (с колесами).
Законный представитель ФИО 1 Гордеева Г.В. обратилась в БУ "Вурнарский центр социального обслуживания населения" Минздравсоцразвития Чувашской Республики 01 апреля 2014 года с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. По результатам рассмотрения заявления, ФИО 1 в тот же день поставлен на учет по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации.
Установив, что ФИО 1 не был обеспечен креслом-стулом с санитарными оснащением (с колесами), предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации инвалида, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора к Минздравосоцразвития ЧР, на котором лежит обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Решение суда оспаривается ответчиком Минздравосоцразвития ЧР по мотивам необоснованного возложения на него обязанности по предоставлению указанных технических средств реабилитации без учета отсутствия у него для этого достаточных денежных средств.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанному мотиву.
Поскольку ФИО 1 имеет право на предоставление технических средств реабилитации, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении такими средствами, ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.
Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства, к нарушению гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишению возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничению права на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Минзравсоцразвития ЧР обязанности по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации независимо от наличия или отсутствия достаточного финансирования таких расходов является правомерным, а довод апелляционной жалобы Минздравсоцразвития ЧР об обратном является несостоятельным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление ФИО 1 технических средств реабилитации ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории технических средств реабилитации не предусмотрена. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком средстве.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание заявление Гордеевой Г.В. в адрес Верховного Суда ЧР от 17.09.2014г., в котором она сообщает о получении 15.09.2014г. кресла-стула с санитарным оснащением для ФИО 1
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 10 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.