Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Чипчиковой Ф.К., с участием Бахова А.Х., представителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике Макоева Тимура Эдуардовича, действующего по доверенности N04-01-32/1108 от 02 сентября 2014 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике на решение судьи Нальчикского городского суда от 06 июня 2014 года по административному делу N12-121/2014, возбужденному в отношении временно исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике Бахова А.Х. по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с программой о проведении плановой ревизии финансово - хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике за 2011-2012 годы, утвержденной 23 ноября 2013 года руководителем Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике с 28 ноября по 27 декабря 2013 года была проведена ревизия финансово - хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике (далее УФМС России по КБР) за указанный период (л.д.65-69).
На основании акта ревизии от 27 декабря 2013 года руководителем Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике было выдано предписание N 04-04-07/58 от 17 января 2014 года временно исполняющему обязанности руководителя УФМС России по КБР Бахову А.Х. об устранении выявленных ревизией нарушений в срок до 25 февраля 2014 года (л.д.74-80).
Приказом временно исполняющего обязанности руководителя УФМС России по КБР Бахова А.С. N22 П от 28 января 2014 года был утвержден план мероприятий по исполнению предписания N 04-04-07/58 (л.д.16-19).
Письмом NМС-4/1444 от 25 февраля 2014 года Бахов А.Х. сообщил руководителю Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике о состоянии исполнения предписания N 04-04-07/58, в том числе, о неисполнении требований пунктов 6 и 7 предписания о взыскании бюджетных средств с ООО "Тарпласт" и ООО "ЭнергоАудитСервис" (л.д.20-22).
Руководитель Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике приказом N 15-уп от 03 марта 2014 года продлил срок исполнения предписания N 04-04-07/58 до 04 апреля 2014 года по мотиву неисполнения отдельных пунктов предписания в установленный срок (л.д.95).
03 апреля 2014 года новый руководитель УФМС России по КБР Тленшев М.Х. обратился к руководителю Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике с ходатайством о продлении срока представления сведений по пунктам 6 и7 предписания N 04-04-07/58 (л.д.91).
В ответ на это обращение руководитель Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике 04 апреля 2014 года направил в адрес руководителя УФМС России по КБР письмо N 04-02-17/421 о продлении срока исполнения предписания до 25 апреля 2014 года (л.д.94).
05 мая 2014 года Главным контролером-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино - Балкарской Республике Куашевым Т.Т. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении временно исполняющего обязанности руководителя УФМС России по КБР Бахова А.Х. по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в протоколе совершенное Баховым А.Х. административное правонарушение выразилось в невыполнении им пунктов 6 и 7 предписания N 04-04-07/58 и не взыскании бюджетных средств в срок до 25 апреля 2014 года с ООО "Тарпласт" в сумме "данные изъяты" и с ООО "ЭнергоАудитСервис" - "данные изъяты" (л.д.33-35).
Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино - Балкарской Республике от 14 мая 2014 года N 06-09/23 временно исполняющий обязанности начальника Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республики Бахов А.Х. привлечен к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" (л.д.5-7).
Он признан виновным в неисполнении в установленный срок до 25 апреля 2014 года пунктов 6 и 7 предписания N 04-04-07/58 от 17 января 2014 года и не взыскании бюджетных средств с ООО "Тарпласт" - "данные изъяты" рублей, с ООО "ЭнергоАудитСервис" - "данные изъяты" ( л.д.5-7).
Полагая постановление о привлечении его к административной ответственности незаконным, Бахов А.Х. 28 мая 2014 года обжаловал его в Нальчикский городской суд (л.д.1-4).
Решением судьи Нальчикского городского суда от 06 июня 2014 года постановление от 14 мая 2014 года N 06-09/23 отменено и производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения Бахова А.Х. к административной ответственности (л.д.124-126).
В жалобе, поданный в Верховный Суд Кабардино - Балкарской Республики суд 11 июня 2014 года, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино - Балкарской Республике просит отменить решение судьи и оставить без изменения постановление N06-09/23 от 14 мая 2014 года, мотивируя доказанностью вины Бахова А.Х. в совершении инкриминированного ему правонарушения и ошибочностью выводов судьи в обжалуемом решении о несоответствии постановления N06-09/23 от 14 мая 2014 года требованиям закона и истечении срока давности привлечения Бахова А.Х. к административной ответственности. Как указано в жалобе, совершенное Баховым А.Х. правонарушение носит длящийся характер и срок давности привлечения его к административной ответственности подлежал исчислению с 25 апреля 2014 года, поскольку срок исполнения предписания был продлен до указанной даты.
В судебном заседании представитель Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике Макоев Т.Э. поддержал жалобу по обстоятельствам, изложенным в ней и просил отменить обжалуемое судебное постановления, Бахов А.Х., считая доводы жалобы необоснованными, просил суд отклонить ее.
Изучив доводы жалобы, исследовав материала дела, выслушав представителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике Макоева Т.Э. и Бахова А.Х., не нахожу оснований для ее удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения предписания.
В данном случае в предписании N 04-04-07/58 от 17 января 2014 года был установлен срок исполнения до 25 февраля 2014 года, однако до этой даты содержащиеся в отдельных пунктах предписания, в том числе в пунктах 6 и 7 требования остались неисполненными, о чем Бахов А.Х. письмом NМС-4/1444 от 25 февраля 2014 года сообщил в орган, выдавший предписание.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Следовательно, по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения Бахова А.Х. к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться со 26 февраля и истек 25 апреля 2014 года.
Между тем, в нарушение требований части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о обязательности составления протокола об административном правонарушении немедленно после выявления административного правонарушения, протокол об административном правонарушении в отношении Бахова А.Х. по настоящему делу составлен 05 мая 2014 года уже за пределами, установленного частью1 статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности. При этих обстоятельствах обжалуемое решение судьи о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения Бахова А.Х. к административной ответственности законно и обоснованно.
Доводы жалобы о томи, что срок исполнения предписания N 04-04-07/58 от 17 января 2014 года был продлен до 25 апреля 2014 года не состоятелен, поскольку, как указано выше, по делу дважды принимались решения о продлении срока исполнения предписания: приказом руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике от 03 марта 2014 года N 15-уп срок исполнения продлевался до 04 апреля 2014 года и письмом этого же должностного лица от 04 апреля 2014 года N 04-02-17/421 в адрес руководителя УФМС России по КБР срок исполнения предписания был продлен до 25 апреля 2014 года.
Вместе с тем, указанные действия руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике не соответствовали требованиям закона и не порождали юридических последствий, поскольку определенный в установленном порядке срок исполнения предписания истек 25 февраля 2014 года и он не мог быть уже продлен ни 03 марта, ни 04 апреля 2014 года.
В соответствии с пунктом 90 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациям, утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 48н предписание Росфиннадзора (территориального управления) должно содержать срок для устранения нарушения и представления в Росфиннадзор (территориальное управление) документов, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также указание на право объекта проверки на продление срока исполнения предписания. А в силу пункта 95 Регламента на основании письменного ходатайства (заявления) объекта проверки установленный в предписании срок может быть продлен должностным лицом, уполномоченным в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях.
Ходатайство (заявление) о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, с обоснованием причин продления указанного срока, рассматривается до истечения срока, первоначально установленного в предписании.
По настоящему делу достоверно установлено, что ни УФМС России по КБР, ни Бахов А.Х. до 25 февраля 2014 года не ставили вопрос о продлении срока исполнения предписания от 17 января 2014 года и решение об этом Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике не принималось.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение судьи Нальчикского городского суда от 06 июня 2014 года об отмене постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино - Балкарской Республике от 14 мая 2014 года N 06-09/23 и прекращении производство по делу об административном правонарушении в отношении Бахова А.Х. на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения его к административной ответственности соответствует требованиям закона и материалам дела, а доводы жалобы не влекут его отмену.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 06 июня 2014 года оставить без изменения, а жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино - Балкарской Республике - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.